Аннотация к дополнительной образовательной программе «Развивающие игры»

 

Направленность программы

 

Программа «Развивающие игры» относится к социально-педагогической направленности.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Актуальность программы определяется особым значением развития умственных способностей (психологических качеств, определяющих легкость и быстроту усвоения новых знаний, и возможность их использования для решения разнообразных задач)  для подготовки детей к школьному обучению. Не так важно, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, гораздо важнее его готовность к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

           Новизна программы состоит в особом внимании к развитию воображения детей дошкольного возраста.

           Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. Использование заместителей, символов, моделирования как в игре, так в изобразительной деятельности – источник умственного развития ребенка.

          В первой половине дошкольного периода (3-4 года) у ребенка преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Это, прежде всего, впечатления, полученные при прослушивании рассказов, стихотворений, сказок, просмотре фильмов. В таком виде воображения мало сходства с реальностью, в нем практически нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения восстанавливают действительность в основном на эмоциональной основе. Следовательно, воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересно.

            В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

           Творческое воображение детей проявляется в сюжетно-ролевых играх. В 3-4 года наблюдается способность к перевоплощению. А к 4-5 годам ребенок учится импровизировать, т.е. гибко варьировать свою роль в зависимости от обстоятельств. К шестилетнему возрасту возрастает целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов.

В период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли, у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала, воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью формирования психологической готовности ребенка к обучению. Успешно учиться в школе он сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать. Любознательность, развитые внимание, память, мышление, речь – эти качества важнее перед школой, чем умение читать и писать. Их надо развивать в ребенке в первую очередь. Поэтому в программу включены разнообразные виды деятельности: развитие речи, совершенствование двигательных навыков, сенсорных представлений, развитие конструктивных способностей, психических процессов.

Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития являются игры с пальчиками и ручной труд. Кинезиологические упражнения, направленные на гармонизацию работы головного мозга, - необходимая часть каждого занятия. Кроме этого, включены задания по рисованию, аппликации, которые также способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук.

Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность. Сказка удовлетворяет психологические потребности ребенка. При игре в сказку, рисовании ее, у детей развивается не только творческое мышление, но и появляются  новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Дошкольный период – это время, когда  приобретенные элементарные нравственные представления и чувства превращаются в высшие психологические функции и становятся фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

 

 

Организационно-педагогические основы обучения.

 

Организационно – педагогические основы обучения:

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Возраст учащихся 5-7 лет.

Оптимальное количество обучающихся в группе 12-15 человек.

Режим работы:

1 год обучения

1 раз в неделю

1 час в неделю

2 год обучения

1 раз в неделю

1 час в неделю

3 год обучения

1 раз в неделю

1 час в неделю

 

Прогнозируемые результаты освоения программы.

Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Учащиеся становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу каждого года обучения улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания,  развитие речи, наблюдается  смелое творческое самовыражение.