ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ

1.Общая информация об образовательной организации

 

Полное название образовательной организации

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования для детей «Поиск»

Краткое название образовательной организации

ГБОУ СОДОД  «ОЦДОдД «Поиск»

 

Дата создания

29.04.1998г.

Учредитель

Министерство образования Саратовской области

Свидетельство о регистрации      

10210151 от 6.12.1999 г., выданное администрацией г. Саратова

Директор

Леонтьева Светлана Валерьевна, Почетный работник общего образования Российской Федерации,Заслуженный учитель Российской Федерации

Место нахождения

г. Саратов, ул. Мичурина, д.89

Почтовый индекс

410028

Телефон

8(8452)23-68-96

Факс

8(8452)22-41-99

Адрес сайт

www.ocdodpoisk.ru

E-mail

centrpoisk@mail.ru

Уровень образования

дополнительное образование детей

Форма обучения

очная, очно-заочная

Срок обучения

1-4 года, в соответствии с дополнительными образовательными программами детских творческих объединений

Язык, на котором осуществляется образование

Русский

График работы

администрация:

9.00-18.00, перерыв 13.00-14.00

педагоги  дополнительного образования:

9.00-20.00, в соответствии с расписанием занятий детских творческих объединений

 

 

 

 

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования для детей «Поиск» был создан в 1998 году путем слияния государственного учреждения дополнительного образования  «Областной центр дополнительного образования «Поиск» и государственного учреждения дополнительного образования «Областной центр детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий» (распоряжение губернатора Саратовской области «О реорганизации учреждений дополнительного образования» № И33-р от 10.09.98 г., приказ министерства образования и науки «О  реорганизации и ликвидации областных подведомственных учреждений и создании областного центра дополнительного  образования «Поиск» № 128 от 29.04.98 г.)

Каждый из Центров имеет богатую историю.

Областная станция юных техников, созданная 10 февраля 1928 г. решением Губернского  бюро комсомола, была реорганизована 1 января 1992 года  в областной центр  научно-технического творчества учащихся «Поиск» (приказ областного управления народного образования № 361 от 30.12.91 г.).

Областная станция юных туристов, созданная в ноябре 1933 г., была переименована в 2 апреля 1991 году в областной центр детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий (приказ областного управления народного образования № 148 от 5.04.91 г.).

В настоящее ГБОУ СОДОД ОЦДОдД «Поиск» является многопрофильным учреждением подведомственным министерству образования Саратовской области и осуществляет согласно Уставу  организационно-массовую, информационно-методическую и образовательно-воспитательную деятельность, направленную на развитие системы дополнительного образования области.

Образовательная  программа Центра ориентирована на  освоение обучающимися опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области и предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной направленности, профиля, уровня и времени освоения конкретной дополнительной программы.

Социальный заказ в адрес организации определяется потребностями детей и родителей в личностно ориентированном образовании, обеспечивающим развитие и саморазвитие ребенка, которое осуществляется в максимально комфортных условиях, обеспечиваемых добровольностью выбора ребенком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Творческие контакты с учреждениями культуры и науки Саратовской области обеспечивают региональный уровень проведения массовых конкурсных и культурных мероприятий в области детского технического и научно-технического творчества, краеведения, детского туризма, художественного творчества и эстетического воспитания детей и подростков.

         Материально-техническая база организации соответствует современным требованиям.

Режим работы учреждения:

Центр, осуществляет образовательную деятельность  в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Время работы Центра с 9.00 до 20.00. Продолжительность занятий в объединениях Центра устанавливается образовательно-воспитательными программами, исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, допустимой нагрузки обучающихся.

         Расписание занятий детских объединений составляется по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

 

1.       Концептуальная модель учреждения дополнительного образования.

Методологической основой осуществления образовательно-воспитательного процесса Центра являются идеи:

- личностно-ориентированного образования на основе его дифференциации и индивидуализации (Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Петровский В.А.)

- рассмотрения дополнительного образования как сферы социального и профессионального самоопределения обучающихся (Журкина А.Я., Чистякова С.Н., Сальцева С.В.)

- гуманистической психологии (А.Маслоу, В.Франкл, Ш. Бюллер)

Основополагающие идеи педагогической деятельности Центра реализуются путем:

-           выявления и развития творческих возможностей и одаренности  ребенка;

-           создания возможности свободного самоопределения личности обучающегося за счет вариативности образовательно-воспитательных программ;

-           использования методик проблемно-поисковой и имитационно-моделированной деятельности, развивающего обучения в игровой деятельности, сотрудничества и сотворчества в конкретной предметной деятельности;

-           учета особенностей социокультурной среды, образовательных запросов обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих);

-  создания функционально согласованной развивающей среды.

Целями Центра являются:

-           воспитание личности, руководствующейся общечеловеческими ценностями, способной к саморазвитию и социальной адаптации, имеющей высокий уровень интеллектуального и творческого развития.

-           осуществление   организационно - массовой и информационно-методической работы, направленной на развитие дополнительного образования обучающихся области.

Для достижения поставленных целей педагогический коллектив Центра  решает следующие задачи:

- формирование и удовлетворение потребностей духовного саморазвития ребенка: в самопознании, в самовоспитании, в самоутверждении, в самоопределении, в самообразовании, в саморегуляции, в самореализации;

 - создание развивающей образовательно-воспитательной среды для удовлетворения и развития творческой индивидуальности обучающихся;

- формирование у детей общественно-ценностных интересов, которые способствуют развитию их личности;

-  формирование, развитие и удовлетворение особых (реализуемых в рамках системы дополнительного образования) образовательных потребностей обучающихся, освоение ими системы знаний и приемов самостоятельной деятельности на уровне, определяемом программами дополнительного образования Центра;

 - воспитание патриотизма, гражданственности, правового сознания, социальной ответственности обучающихся;

-  формирование общей культуры обучающихся, организация содержательного досуга;

- формирование навыков здорового образа жизни обучающихся;

- обеспечение личностно-ориентированного подхода к каждому обучающемуся, через выстраивание индивидуальной траектории его развития.

Основные направления работы образовательной организации.

Образовательная программа Центра ориентирована на  освоение обучающимися опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области и предоставляет каждому возможность свободного выбора образовательной направленности, профиля, уровня и времени освоения конкретной дополнительной программы.

Основной  задачей организационно-массовой работы Центра с обучающимися  Саратовской области является организационное  и методическое обеспечение реализации федеральных и региональных  государственных программ, организация и проведение областных массовых и конкурсных мероприятий  технической, туристско-краеведческой, художественной, социально-педагогической и естествено-научной направленностей.   Организационно-массовая работа Центра направлена на:

  -  развитие индивидуальности, самостоятельности, личной культуры, коммуникативных возможностей обучающихся;

 -  создание условий для реализации интеллектуального, творческого потенциала обучающихся.

-         формирование навыков здорового образа жизни обучающихся;

-         воспитание патриотизма и гражданственности.

         Традиционными являются областные массовые мероприятия с обучающимися по следующим направленностям:

- технической (соревнования юных авиа- судо-   моделистов, конкурсы стендового моделирования, фото - выставки, конкурсы детского творчества по противопожарной тематике, конкурсы детского творчества в области информационно-коммуникативных технологий);

- туристко-краеведческой (археологические чтения, краеведческие конференции, смотры школьных музеев, туристские соревнования школьников по  пешеходному туризму, экскурсии, учебно-тренировочные занятия, походы, экспедиции);

- художественной (фольклорно-этнографические и литературно-краеведческие праздники, слеты юных журналистов, конкурсы художественного и декоративно-прикладного творчества;

- естественно-научной ( предметные олимпиады школьников по физике, математике, информатике, русскому языку, литературе, обществознанию, истории, праву, иностранным языкам и т.п.);

         Разнообразие форм мероприятий, их направленности и содержания позволяют каждому ребёнку испытать чувство успеха, дают возможность юному поэту, певцу, танцору, авиа- судомоделисту, краеведу, фотографу оказаться на самых престижных сценах, выставках, встретиться с профессионалами, прослушать своих сверстников, полнее раскрыть творческие способности, обменяться опытом исследовательской и поисковой работы. Подобные мероприятия позволяют определить уровень развития того или иного направления образовательно-воспитательной деятельности с обучающимися в регионе, рекомендовать и направить лучшие работы и конкурсантов на Всероссийские  творческие мероприятия.

Анализ результатов организационно-массовой работы позволяет осуществлять мониторинг развития системы дополнительного образования в Саратовской области, выявлять активно развивающиеся направления её развития (краеведение, этнография и фольклор, прикладное творчество, детское литературное творчество), а так же нуждающиеся в поддержке объединения, работающие по наиболее сложным, как в финансовом так и в кадровом отношении, направленностям (технические виды спорта, детский туризм, детская журналистика).

Программой развития Центра определены следующие формы  и содержание методической работы по развитию системы дополнительного образования области:

1.          Разработка методических рекомендаций,  консультационная и  исследовательская деятельность.

2.          Организация ежегодных областных мероприятий с педагогическими  работниками системы образования.

3.          Участие в организации и проведении областных и городских мероприятий,  с педагогическими и руководящими кадрами системы образования.

4.          Пополнение базы данных системы дополнительного образования области.

Структурные подразделения Центра:

1

 отдел краеведения

2

отдел олимпиадной подготовки и учебно-исследовательского  творчества

3

отдел туризма и спорта

4

отдел технического творчества

5

отдел информационных технологий

6

отдел  художественно-эстетического творчества

7

отдел  начального творчества

8

отдел социализации и досуговых программ

9

отдел предпрофильной подготовки

10

информационно-аналитический отдел

 

3.Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Центра представлено следующими документами:

Устав

Лицензия на право ведения образовательной деятельности

Программа развития

Учебный план

Штатное расписание

Тарификационный список

Положения о структурных подразделениях

Должностные инструкции работников учреждения

Правила внутреннего трудового распорядка

Расписание занятий

Журналы учета работы учебных объединений (коллективов)

Протоколы заседаний педагогических и методических советов

Образовательные программы детских объединений

Планы работы учреждения

Информационно-статистические и аналитические материалы

 

4.Обучающиеся и система работы с ними

В 2013-2014  учебном году в 88 детских творческих объединениях Центра занимались 2201 обучающийся.

 Количество учебных объединений по направленностям:

Направленность

Количество объединений

1

Художественная

19

2

Техническая 

                      13      

3

Естественно  – научная 

3

4

Социально – педагогическая

30

5

Туристско – краеведческая

23         

Прием в объединения Центра производится на основе свободного выбора обучающегося с согласия родителей (законных представителей). Прием в объединения Центра проводится в течение учебного года и заканчивается по мере комплектования групп.

Каждый из обучающихся имеет право заниматься в одном или нескольких объединениях Центра, свободно выходить из их состава и переходить в другое объединение Центра.

Объединения Центра могут быть одновозрастными или разновозрастными в зависимости от программы обучения и воспитательных задач, стоящих перед ними.

Краткая характеристика  контингента обучающихся:

Социальный состав:

Многодетные

семьи

Неполные

семьи

Дети-сироты и подопечные дети

Полные

семьи

0,6%

28%

2,1%

69,9%

Возрастная характеристика:

Дошкольники

1-4 класс

5-9 класс

10-11 класс

5%

37%

36%

22%

Распределение  контингента обучающихся по годам обучения:

Обучаются 1-й год

Обучаются 2-й год

Обучаются 3-й год и более

55,7%

26,9%

17,4%

 

 

 

Основные формы работы с детьми с ограниченными возможностями:

Направление работы

Программа

Форма организации

Место проведения

Освоение информационно – коммуникативных технологий

«Компьютерная грамота. Информационные технологии»

Учебное занятие

Компьютерный класс

Развитие творческих способностей

«Развивающие игры»

Учебное занятие

Кабинет музыки

 

 

Характеристика достижений обучающихся Центра:     

 

Мероприятия

Участие

 

Призовые результаты

% призовых результатов

Международные

82

8

10

Федеральные

85

9

11

Региональные

801

143

18

Муниципальные

236

26

11

Итого

1204

135

12

 

 

 

 

 

 

 

5.Качество образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

 

           Образовательная деятельность ГБОУ СОДОД ОЦДОдД «Поиск» строиться в соответствии с образовательной программой и учебным планом на текущий учебный год и соответствует целям образовательной организации.

Основными компонентами образовательной программы Центра являются дополнительные программы объединений учащихся, разделенные на три блока:

- блок основных (базовых) программ – то есть программ, обеспечивающих освоение предметной деятельности определенной направленности, достаточное для творчески-деятельностной самореализации личности;

- блок допрофессиональной подготовки – профориентационные программы этого блока, как правило, дополняют основные по направлениям деятельности, совершенствуя профессиональные навыки учащихся в выбранной области и ориентированы на достижение конечного профессионального результата (победа в профессиональном конкурсе, научной конференции, предметной олимпиаде, соревновании и т.п.);

       - блок ознакомительных программ составляют краткосрочные программы, ориентированные на удовлетворение познавательных интересов учащихся, выявление и развитие интеллектуально-творческих, коммуникативных, художественных способностей.

Каждая дополнительная образовательная  программа разделена на этапы (года) обучения. Разделение на этапы обучения обеспечивает индивидуальный темп освоение учащимися материала в зависимости от их возможностей и начального уровня подготовки.

 Этапы обучения различаются по уровню освоения программы:

Первый этапобщекультурный уровень освоения программы, предполагает выявление, развитие и удовлетворение познавательного интереса ребенка, обогащение его личностного опыта, формирование социо-культурных установок, системы ценностей, знаний, умений и навыков конкретной образовательной деятельности. Уровень достаточен для самостоятельного выбора направления дальнейшего развития.

Второй этаппредметно-функциональный уровень освоения программы, предполагает обучение продуктивной деятельности, которая фиксируется в знаниях, умениях, навыках, способностях и конкретных достижениях в избранной области (выступления, изделия, программы, действия и т.п.). Уровень достаточен для осознанного выбора профессии.

Третий этапуровень самообразования, предполагает способность к самостоятельному выбору трассы развития личности, к самоорганизации, самовоспитанию, самообразованию в процессе продуктивной творческой деятельности, которая воплощается в авторских достижениях. Уровень достаточен для самостоятельного исследовательского подхода к решению задач теоретического и прикладного характера. Третий этап обучения занимает, как правило, несколько лет.

Сведения о программах, реализуемых в  детских коллективах

Название коллектива
Характеристика  реализуемых программ
Кол-во обучаю
щихся
Возраст обучающихся
Вид программы
Уровень обучения
Техническая направленность
278
1

Авиамодельная лаборатория. Радиоуправляемые модели.

10-17 лет

авторская

допрофессиональный
15
2

«Судомодельная лаборатория»

10-17 лет

авторская

допрофессиональный
11
3

«Лаборатория стендового моделирования»

10-17 лет

авторская

допрофессиональный
12
4

«СтериоВидео лаборатория»

13 – 17 лет

адаптированная

допрофессиональный
28
5

 «Фотоазбука» (Фотостудия «Светопись»)

10-18 лет

авторская

допрофессиональный
12
6

«Робототехника»

12-17лет

адаптированная

допрофессиональный
17
7

«Компьютерная грамотность»

7-12 лет

адаптированная

ознакомительный
43
8

«Основы компьютерной грамоты. Информационные технологии»

7-17 лет

авторская

 

допрофессиональный

71
9

«Компьютерная грамота. Информационные технологии»

12-16 лет

адаптированная

базовый
27
10

«Секреты создания полезных программ»

12-16 лет

адаптированная

допрофессиональный
42
Туристско-краеведческая направленность
738
11

«Основы комплексного туризма»

10-14 лет

адаптированная

базовый
85
12

«Оздоровительно – познавательный туризм»

10-14 лет

адаптированная

 

ознакомительный

30
13

«Юный инструктор туризма»

11-16 лет

адаптированная

допрофессиональный
28
14

«Юные туристы – многоборцы»

12-18 лет

типовая

базовый
29
15

«Здоровье и развитие»

7-11 лет

адаптированная

ознакомительный
106
16

«Историческое краеведение»

13-17 лет

авторская

базовый
60
17

«Юный экскурсовод»

12-16 лет

адаптированная

допрофессиональный
83
18

«Экскурсии в археологию»

15-18 лет

авторская

базовый
62
19

«Музейное дело»

8-17 лет

авторская

ознакомительный
28
20

«Мой родной край»

8-12 лет

авторская

базовый
139
21

Телевизионный клуб «Не за тридевять земель»

6-18 лет

авторская

 

заочный

13
22

«Палеопоиск»

10-17 лет

авторская

базовый
45
23

Школьный музей. «Наследие»

12-16 лет

адаптированная

базовый
30
Естественно-научная направленность
79
24

«Школа  юного химика имени Д.И. Менделеева»

14-18 лет

адаптированная

 

допрофессиональный

23
25

«Юный Пифагор»

12-16 лет

адаптированная

базовый
33
26

«Юный физик»

13-17 лет

адаптированная

базовый
23
Художественная направленность
450
27

Детское фольклорное объединение «Трень-Брень»

10-12 лет

авторская

 

 

базовый

74

28

«Студия пластики и гармонии»

7-16 лет

авторская

допрофессиональный
46
29

«Прикладное творчество»

15-17 лет

адаптированная

базовый
34
30

«Изобразительное искусство»

15-17 лет

адаптированная

базовый
32
31

Изостудия

«Я-художник»

7-15 лет

адаптированная

базовый
55
32

«Юный художник»

14-17 лет

адаптированная

базовый
30
33

«Хоровой коллектив «Нотка»

7-13 лет

адаптированная

базовый
30
34

Вокальный ансамбль «Импульс»

14-16 лет

адаптированная

 

допрофессиональный

14
35

«Музыкальная грамота»

7-10 лет

адаптированная

ознакомительный
30
36

«Театральная студия»

7-12 лет

адаптированная

базовый
27
37

Объединение «Мозаика»

8-10 лет

адаптированная

базовый
45
38

«Колорист»

7-12 лет

адаптированная

базовый
16
39

Хореографическое объединение  «Грация»

8-13 лет

адаптированная

базовый
17
                                                Социально-педагогическая направленность
923
40

«Шаг к успеху»

12-16 лет

авторская

допрофессиональный
51
41

«Занимательная грамматика»

8-11 лет

адаптированная

ознакомительный
55
42

«Школа творческого мышления»

7-9 лет

адаптированная

 

базовый

86
43

«Правовая культура детей и подростков»

12-15 лет

адаптированная

ознакомительный
42
44

«Развивалочка»  (Центр развития дошкольников «Лучик»)

5-7 лет

адаптированная

 

 

базовый

75
45

«Английский для самых маленьких»

5-7 лет

адаптированная

базовый
42
46

«Развивающие игры»

6-8 лет

адаптированная

базовый
129
47

Студия развития дошкольников «Радуга»

5-7 лет

адаптированная

 

базовый

34
48

Детское хореографическое объединение

5-7 лет

адаптированная

 

базовый

75
49

Студия декоративно-прикладного искусства «Веселый художник»

5-7 лет

адаптированная

базовый
97
50

«Музыкальная гостиная»

8-10 лет

адаптированная

ознакомительный
45
51

«Музыка и музы»

 

5-7 лет

адаптированная

базовый
75
52

«Музыкальный театр»

5-7 лет

адаптированная

базовый
29
53

«Учимся видеть, слышать, говорить»

8-12 лет

адаптированная

ознакомительный
28
54

«Я и мир»

14-17 лет

адаптированная

ознакомительный
28
55

«Введение в творческую деятельность»

13-16 лет

адаптированная

 

ознакомительный

32

 

 

Характеристика дополнительных образовательных программ детских творческих объединений.

Виды программ:

Программы (количество)

Адаптированные

Авторские

Типовые

Всего

40

15

1

56

 

 

 

Распределение программ  по возрасту детей:

Программы (количество)

От 4 до 6 лет

От 7 до 9 лет

От 10 до 12 лет

От 13 до 18 лет

8

12

20

25

 

Продолжительность реализации  программ:

Программы (количество)

На 1 год обучения

На 2 года обучения

На 3 года обучения

15

17

22

 

Все программы реализуемые педагогами Центра, утверждены  директором на  основании рекомендации методического совета Центра и соответствуют общей программе деятельности образовательной организации. Программы   педагогов Центра в основном соответствует заявленным в них целям и задачам, учебные нагрузки обеспечивают освоение материала и отвечают возрастным возможностям обучающихся.

К достоинствам программ, разработанных педагогами Центра, можно отнести наличие четкой структуры (в соответствии с Примерным требованиям к образовательным программам дополнительного образования детей), направленность на творческое развитие каждого ребенка, возможность учета особенностей и потребностей обучающихся, построения индивидуальных образовательных траекторий. Недостатками ряда  программ является не полная обеспеченность их современными дидактическими материалами и техническими средствами обучения. Отсутствие программ дистанционного обучения.

 В центре реализуются  инновационные программы «Робототехника», «СтереоВидио лаборатория», «Основы компьютерной грамоты. Информационные технологии».

          Научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа педагогического коллектива Центра проводилась по теме «Адаптация «Технологии саморазвития личности школьника» Г.К. Селевко к условиям и особенностям учреждения дополнительного образования детей».

          Анализ образовательного процесса  проводится в рамках педагогического мониторинга.

Мониторинговая карта включает следующие показатели:

1.Результаты учебно – воспитательной деятельности отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов педагогического контроля.

Нулевой этап проводится в течение двух недель в конце сентября (когда закончился набор учащихся в учебные группы). Его цель – определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения нулевого этапа контроля педагог осуществляет:

-         прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;

-         выбор программы обучения;

-         оценку дидактической и методической подготовленности.

Формы проведения нулевого этапа – это в основном тестирование, анкетирование, срез. Организация проведения осуществляется педагогами. Результаты, анализ, выводы обсуждаются индивидуально с родителями и детьми.

         Промежуточный контроль проводится в ноябре – декабре. Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения учащихся.

Задачи:

-   оценка успешности выбора технологии и методики преподавания;

-         корректировка учебного процесса.

Формы проведения, показатели, критерии оценки разрабатывают педагоги. Итоги оформляют на специальных бланках. Анализ осуществляется методической службой, выводы обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогических советах центра.

         Цель проведения итогового этапа – подведение итогов завершающего года обучения.

         Задачи:

-         анализ результатов обучения;

-         оценка успешности усвоения учащимися учебных программ;

-         анализ действий педагога.

Итоговый контроль – проводится в апреле – мае.

 Формы проведения:

-         контрольные занятия, соревнования;

-         отчетные концерты;

-         самостоятельная практическая работа;

-         творческая работа;

-         тестирование;

-         конкурсные и игровые программы;

-         выставка работ;

-         конференции;

-         конкурсы;

-         спектакли.

Результаты итогового контроля, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.

2.Результаты исследования развития учащихся.

Педагоги отслеживают следующие показатели:

-         уровень развития познавательных способностей;

-         уровень воспитанности учащихся;

-         креативности;

-         притязаний и самооценки;

-         состояние психологического климата в объединениях;

Итоги исследования развития обучающихся обсуждаются на педагогическом совете.

Результаты оценки качества организации учебных занятий  позволяют сделать следующие выводы:

- образовательный процесс в учебных объединениях Центра организован в соответствии с учебным планом и дополнительными образовательными программами объединений;

-  реализации дополнительных образовательных программ к концу первого полугодия в среднем по учреждению составляет 97%, программы будут  полностью пройдены до конца учебного года  за счет уплотнения учебного материала.

Успешная реализация дополнительных образовательных программ обеспечивается внедрением  новых форм и методов, средств активизации познавательной деятельности, организация самостоятельной и творческой работы детей и подростков, ориентация образовательного процесса на практическую деятельность.

 

         6.Качество информационно-методической деятельности.

Информационно-методическое обеспечение реализации образовательной программы Центра осуществляется методистами Центра под руководством заведующих отделами и состоит в:

         - предоставлении педагогам всесторонней и актуальной информации о  современных технологиях обучения и воспитания детей;

         - методическом сопровождении разработки и совершенствования педагогами образовательно-воспитательных программ;

         - повышении квалификации педагогов;

         - создании методических разработок на основе изучения и обобщения педагогического опыта сотрудников Центра;

         - корректировка образовательного плана и программы.

Информационно-методическая работа по развитию системы дополнительного образования области включает:

-  участие в  повышении квалификации педагогов, методистов и руководителей учреждений дополнительного образования области (курсы, семинары);

 -  организация в рамках областных массовых мероприятий с обучающимися профильных семинаров-практикумов для педагогов и методистов дополнительного образования;

-   разработка методических пособий, рекомендаций положений для системы дополнительного образования области;

-  создание базы данных системы дополнительного образования   области, анализ состояния системы;

- оказание консультативной помощи педагогам, методистам и руководителям учреждений дополнительного образования области.

    Сотрудниками Центра разработаны  методические рекомендации по организации работы школьных музеев, подготовке материалов и заявок для участия во Всероссийских конкурсах исследовательских работ учащихся, по организации учебно-исследовательской работы по краеведению, организации туристских походов и соревнований школьников, подготовлены материалы по психолого-педагогической поддержке обучающихся, работе с одаренными детьми, сборник диагностических методик, сборник положений о массовых мероприятиях  для системы дополнительного образования области.

Был осуществлен переход на электронный документооборот всех паспортизированных школьных музеев области – 87 музеев.

Сайт Центра www.ocdodpoisk.ru активно используется педагогами образовательных учреждений области.

Сотрудники Центра регулярно приглашаются для работы в качестве экспертов в состав жюри конкурсов различных уровней.

         В течение года проведено 12 мероприятий с педагогическими работниками системы дополнительного образования Саратовской области с общим охватом 454 человека:

Мероприятие

Кол-во участников

Кол-во районов

1

Семинар руководителей детских литературных объединений

23

11

2

Семинар руководителей детских танцевальных коллективов

15

8

3

Областная научно-практическая конференция  

«Техническое и учебно-исследовательское творчество  в системе дополнительного образования  детей»

47

10

4

Семинар руководителей краеведческих учебно-исследовательских объединений и школьных музеев

32

23

5

Семинар для педагогов и работников детских библиотек «Живая классика»

48

22

6

Семинар руководителей детских авиамодельных объединений

12

6

7

Областной туристский слёт работников образования

75

8

8

Областной семинар организаторов туристско-краеведческой работы

40

8

9

Областной семинар тренеров - руководителей и судей соревнований по авиамодельному спорту

14

5

10

Областной семинар руководителей детских фольклорно-этнографический объединений

15

9

11

Областной семинар для руководителей детских творческих объединений «Детское прикладное творчество в системе дополнительного образования детей»

98

22

12

Областной семинар «Организация поисково-исследовательской деятельности детских краеведческих объединений по древней истории Саратовского края»

35

17

 

Итого

454

 

 

Организация методической службы

 

п/п

Показатели

2013-2014 учебный год

1.

Информационно-методический фонд (кол-во ед):

417

 

тематические подборки (количество материалов)

45

 

литература:

- для педагогов

- для обучающихся

 

280

30

 

периодика (кол-во наименований)

12

 

Аудио и видео материалы для

образовательной и воспитательной деятельности

24

 

Авторские программы

15

 

Обобщение педагогического опыта

 11

2.

Методическое сопровождение педагогических кадров

 

 

Количество консультаций

- для сотрудников Центра

- для сотрудников учреждений образования  региона

 

452

740

 

Организация и проведение областных семинаров для педагогов и методистов дополнительного образования

12

 

Участие в качестве выступающих на тематических семинарах для педагогов и методистов дополнительного образования

23

 

Психолого- психологическое консультирование

43

 

Участие в работе областного телевизионного клуба и        краеведческого альманаха «Не за тридевять земель»

ежемесячно

3.

Использование компьютерных технологий:

-         в управленческой деятельности

 

 

 

- в организации образовательного процесса

 

Программа АИС

локальная сеть, электронный документооборот электронный методический журнал, информационный  сайт

Программы:

«Основы компьютерной грамоты»,

«Компьютерная грамота»,

«Информационные

технологии»

4.

Организация экспериментальной работы:

- внутренний эксперимент

апробация «Технологии саморазвития личности школьника» в условиях детских творческих объединений

Осуществляется успешное сотрудничество с СарИПКиПРО (кафедра педагогики, экспертно-аналитический отдел),  СГУ им. Н.Г. Чернышевского (факультет психологии, управление социальной работы), методическими службами МАОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи», учреждений дополнительного образования детей муниципальных образований области, музеев г. Саратова.

 

7. Качество организационно-массовой деятельности.

Основным  содержанием  организационно-массовой работы Центра с обучающимися Саратовской области является организационное  и методическое обеспечение реализации федеральных и региональных целевых программ  «Одаренные дети»,  «Саратовский край в истории России» в рамках программы туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», «Молодежь Саратовской области».

Организационно-массовая работа Центра направлена на:

  -  развитие индивидуальности, самостоятельности, личной культуры, коммуникативных возможностей учащихся;

 -  создание условий для реализации интеллектуального, творческого потенциала учащихся.

-         формирование навыков здорового образа жизни учащихся;

-         воспитание патриотизма и гражданственности.

         Традиционными являются областные массовые мероприятия с учащимися по следующим направленностям:

- технической (соревнования юных авиа- судо- и ракето- моделистов, конкурсы стендового моделирования, фото выставки, конкурсы детского творчества по противопожарной тематике, конкурсы детского творчества в области информационно-коммуникативных технологий);

- туристко-краеведческой (археологические чтения, краеведческие конференции, смотры школьных музеев, туристские соревнования школьников по водному и пешеходному туризму, экскурсии, учебно-тренировочные занятия, походы, экспедиции);

- художественной (фольклорно-этнографические и литературно-краеведческие праздники, слеты юных журналистов, конкурсы художественного и декоративно-прикладного творчества;

- естественно-научной (олимпиады школьников по физике, математике, информатике, русскому языку, литературе, обществознанию, истории, праву, иностранным языкам и т.п.);

         Разнообразие форм мероприятий, их направленности и содержания позволяют каждому ребёнку испытать чувство успеха, дают возможность юному поэту, певцу, танцору, авиа- судомоделисту, краеведу, фотографу оказаться на самых престижных сценах, выставках, встретиться с профессионалами, прослушать своих сверстников, полнее раскрыть творческие способности, обменяться опытом исследовательской и поисковой работы. Подобные мероприятия позволяют определить уровень развития того или иного направления образовательно-воспитательной деятельности с учащимися в области, рекомендовать и направить лучшие работы и учащихся на Всероссийские мероприятия.

Анализ результатов организационно-массовой работы позволяет осуществлять мониторинг развития системы дополнительного образования области, выявлять активно развивающиеся направления её развития (краеведение, этнография и фольклор, прикладное творчество, детское литературное творчество), а так же нуждающиеся в поддержке объединения, работающие по наиболее сложным, как в финансовом так и в кадровом отношении, направленностям (технические виды спорта, детский туризм, детская журналистика).

За год для учащихся Саратовской области ГБОУ СОДОД ОЦДОдД «Поиск» организовал и провел:

- 13 региональных этапов Всероссийских массовых мероприятий, в которых приняло участие 2398 учащийся области;

-  10 областных очных творческих конкурсов – количество участников 3721;

- 15 областных заочных творческих конкурсов – количество участников 2213.

Во Всероссийских массовых мероприятиях приняли участие 121 человек, победителями и призерами стали 5 человек, 3 из них  присуждена  премия для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

 

На уровне учреждения традиционными формами работы являются:

 - экскурсии,

 -новогодние спектакли,

-конкурсы,

-выставки,

-учебно-тренировочные сборы,

 -дни здоровья

- экспедиции,

- открытые соревнования и турниры на кубок «Поиска»,

- презентации компьютерных продуктов,

- развивающие игры и детские праздники,

- культурно-досуговые программы,

-социальные акции

 

Мероприятие

месяц

Ответственные

Участие в областных соревнованиях по авиамодельному спорту среди учащихся «Кубок закрытия сезона»

сентябрь

отд. технического творчества

Участие в городских  командных соревнованиях по  турмногоборью

сентябрь

 отд . туризма и спорта

Выездные экспедиции по сбору палеонтологического материала

сентябрь

 Браташова  С.А.

Посещение областного музея краеведения

сентябрь

отд. краеведения

Игра –путешествие «Город мастеров»

сентябрь

педагог-организатор

Устный журнал «1 сентября. День в истории.»

сентябрь

педагог-организатор

Игровая программа «Дорожные приключения Буратино»  

сентябрь

педагог-организатор

День здоровья «Игры на улице»

сентябрь

отд. туризма и спорта

Экскурсии по историческим местам г. Саратова

октябрь

отд. краеведения

Выставка детского рисунка «Осенний лес-страна чудес»

октябрь

отд. эстетического воспитания

Игра о правильном питании "Мы то, что мы едим»

октябрь

педагог-организатор

Игровая программа «Наше здоровье в наших руках»

октябрь

   отд. ОПиУИТ        

Игра Безопасность везде и во всем.

октябрь

отд. туризма и спорта

Фестиваль народных игр "Вслед за солнышком. Игры круглый год"  

октябрь

педагог-организатор

Участие в первенстве области по туристскому многоборью и поисково-спасательным работам

ноябрь

отд. туризма и спорта

Учебно – тренировочные сборы

ноябрь

Петрушов А.С.

Археологическая экскурсия на курганы в районе ТЭЦ - 5

ноябрь

Дремов И.И.

Фотовыставка «Краска осени»

ноябрь

Пузиков А.В.

Участие в концертах, посвященных Дню матери

ноябрь

Портянкина С.В., Пантелеев П.М., Фадеева М.А.

Программа «Мама – главное слово в каждой судьбе» 

ноябрь

педагог-организатор

Праздник ко Дню матери «Сердечко для мамочки»

ноябрь

педагог-организатор

Тренинговое занятие  «Аура толерантного сознания»

ноябрь

педагог-организатор

Беседа «Я-гражданин России»

ноябрь

педагог-организатор

«День народного единства»

ноябрь

педагог-организатор

«Праздник толерантности»

ноябрь

педагог-организатор

Выставка детского творчества «Новогодняя сказка»

декабрь

Дубошина О.П.

Югова М.Н.

Новогоднее представление «Щелкунчик»

декабрь

Лысенко Е.В.

Новогоднее представление «По щучьему велению»

декабрь

Лысенко Е.В.

Новогоднее представление «Снежная королева»

декабрь

Лысенко Е.В.

Виртуальная экскурсия «Планета мастерства»  (народные промыслы)

декабрь

педагог-организатор

Игра-викторина «No Smoking»

декабрь

педагог-организатор

Игра-викторина «Alko. Stop»

декабрь

педагог-организатор

Конкурс «Игры воображения»

декабрь

педагог-организатор

Интеллектуальная игра «Новогодний серпантин»

декабрь

педагог-организатор

Игра-путешествие "Новогодние традиции стран мира" 

декабрь

педагог-организатор

Праздник «История Нового года»

декабрь

педагог-организатор

Участие в выставке КВЦ «Радуга»

январь

 Югова М.Н.

Экскурсия в Государственный  художественный музей  им. А.Н. Радищева

январь

Портянкина С.В.

Пантелеев П.М.

Участие в областном конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения  «ОТЕЧЕСТВО. «Саратовский край в истории России»

январь

Пузиков А.В.

Мондагалиева Ж.Н.

Еременко Г.В.

Браташова С.А.

Дремов И.И.

Первенство города по туристской технике

январь

Зимин С.М.

Сапрыкин В.М.

Петрушов А.С.

Кирсанов В.Г

Первенство области по туристской технике в закрытом помещении   (I-й этап Кубка области) 

январь

Зимин С.М.

Сапрыкин В.М.

Петрушов А.С.

Кирсанов В.Г

Игровая программа «В гостях у старой, старой сказки…»

январь

педагог-организатор

Спортивный праздник «Папа, мама, я – здоровая семья»

январь

педагог-организатор

Праздник русского чаепития 

январь

педагог-организатор

Праздник «Зимние посиделки» 

январь

педагог-организатор

Викторина «Умники и умницы».

январь

педагог-организатор

Спортивная шоу-программа «Олимпийцы среди нас»

январь

педагог-организатор

Участие в концерте, посвященном Дню Защитника Отечества

февраль

М.А. Фадеева

Экскурсия в Гос. художественный музей А.Н. Радищева

февраль

Югова М.Н.

Участие в выставке ко Дню защитника Отечества

 

февраль

Югова М.Н.

Дубошина О.П

Свистун Н.И.

Котельникова Л.С.

Игра «Магический квадрат» по теме «Наши соседи по планете»

февраль

педагог-организатор

Интеллектуальный турнир «Информационная регата» 

февраль

педагог-организатор

Посиделки «В гостях у самовара»

февраль

педагогорганизатор

Конкурс «А ну-ка, папы!»

февраль

педагог-организатор

Конкурс «Корабли и моряки».

февраль

педагог-организатор

Праздник «23 февраля – День защитника Отечества»

февраль

педагог-организатор

Участие в концерте, посвященном Международному Женскому Дню (МОУ «Гимназия №1»)

март

Фадеева М.А.

Участие в выставке к Международному Женскому Дню

март

Югова М.Н.

Дубошина О.П

Свистун Н.И.

Котельникова Л.С.

Участие в Чемпионате и Первенстве по туртехнике в закрытом помещении

март

Зимин С.М.

Сапрыкин В.М.

Петрушов А.С.

Кирсанов В.Г

Областные соревнования по судомодельному спорту

март

Дмитриев Г.М.

«Мавраль» (совместное празднование 8 Марта и 23 февраля)

март

педагог-организатор

Праздник 8 Марта «Весело играют и дети, и мамы!»

март

педагог-организатор

Игра-путешествие «Всегда ли мы поступаем правильно?»

март

педагог-организатор

Конкурс «Я выбираю  жизнь»

март

педагог-организатор

Праздник «Весна-красна»

март

педагог-организатор

Посещение Регионального центра содействия трудоустройству СГУ им. Н.Г. Чернышевского

апрель

 Дрозденко Е.В.

Городской слёт актива школьных музеев

апрель

Еременко Г.В.

Первенство области по туристской технике в закрытом помещении   (II-й этап Кубка области) 

апрель

Зимин С.М.

Сапрыкин В.М.

Петрушов А.С.

Кирсанов В.Г

Участие в Чемпионате и Первенстве области по горному туризму

апрель

Зимин С.М.

Сапрыкин В.М.

Петрушов А.С.

Кирсанов В.Г

«Хорошее настроение» - праздник 1 апреля

апрель

педагог-организатор

Праздник славянской письменности и культуры  «Аз – свет миру» -

апрель

педагог-организатор

Пресс-конференция «12 апреля – День космонавтики»

апрель

педагог-организатор

Игра «Астрономический звездный час»

апрель

педагог-организатор

Конкурсная программа «Вожатский фейерверк. Лидеры детского коллектива»

май

Дрозденко Е.В.

Участие в выставке к Дню Победы

май

Югова М.Н.

Дубошина О.П

Свистун Н.И.

Котельникова Л.С.

Областные соревнования по авиамодельному спорту

май

Комаревцев В.Н.

Белоусов Ю.А

Региональные соревнования «Школа безопасности»

май

Зимин С.М.

Сапрыкин В.М.

Петрушов А.С.

Кирсанов В.Г

Выпускные спектакли

май

Лысенко Е.В.

Литературно-музыкальная композиция  «Поклонимся великим тем годам»

май

педагог-организатор

Праздник, посвященный Победе в Великой Отечественной войне «Я помню! Я горжусь!»

май

педагог-организатор

Правовая программа «Подожди, не торопись, сделав шаг, остановись...»

май

педагог-организатор

Откровенный разговор «Имею право знать». профилактика правонарушений  и вредных привычек.

май

педагог-организатор

Общее количество таких мероприятий за год - 128, с общим охватом –3274 человека.

Охват учащихся массовыми формами работы:

Дошкольники

11% -397

Младшие школьники

28% -1011

Средние школьники

35% -1264

Старшие школьники

26%-1300

 

В летний период реализуется развивающая программа «Фантазеры», в рамках которой на базе  Центра занимаются дети, посещающие летние оздоровительные площадки школ города Саратова, для обучающихся объединений туристско-краеведческой направленности организуются походы и археологические экспедиции.

Таким образом, основные направления организационно-массовой и  культурно-досуговой деятельности соответствуют целям учреждения.

 

8.Качество социально-педагогической деятельности.

 Социально-педагогическая деятельность Центра направлена на соблюдение прав участников образовательного процесса, сохранение здоровья обучающихся, пропаганду  здорового образа жизни, обеспечение эффективного взаимодействия с родителями обучающихся.

    Обучающимся предоставляются возможности выбора педагога, направления, формы, сроков обучения, обеспечивается соблюдение свободы творчества обучающихся.     Разработана и реализуется программа развития здоровьесберегающего  пространства Центра, обучающая программа «Здоровье и развитие».

    Система работы с родителями включает проведение родительских собраний учебных объединений центра, консультации для родителей по вопросам воспитания и психолого-педагогической поддержки развития детей  подростков, выстраивание совместно с педагогами личной образовательной траектории обучающегося, активное участие родителей в досуговой и конкурсной деятельности детских творческих объединений.

Большое внимание уделяется формированию и развитию социальных контактов Центра:

Наименование учреждений (творческие союзы, организации

Форма взаимодействия

Структурные подразделения, ответственные

Государственное учреждение «Саратовский областной музей краеведения»

Участие сотрудников музея в работе жюри областных конкурсов «Отечество. Саратовский край», «Хранитель памяти», фольклорно – этнографический праздник «Рождественские встречи».

Паспортизация школьных музеев.

Отдел краеведения (Пузиков А.В.), отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Совет Саратовской Областной общественной организации ветеранов войны,  труда, вооруженных сил и правоохранительных органов

Участие ветеранов в работе жюри областного конкурса «Отечество. Саратовский край»

Отдел краеведения (Пузиков А.В.)

Художественный музей имени А.Н. Радищева

Участие в жюри ежегодного литературно – краеведческого праздника

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

Участие в жюри ежегодного литературно – краеведческого праздника

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Музей  К.А. Федина

Участие в жюри ежегодного литературно – краеведческого праздника

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Саратовское региональное отделение Союза журналистов России

Участие в жюри ежегодного слета юных журналистов «Серебряное перо Губернии», выступление на семинарах, мастер - классах

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Журнал «Волга»

Участие в жюри ежегодного литературно – краеведческого праздника

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Редакция газеты «Аргументы и факты» в г. Саратове.

Участие в жюри ежегодного слета юных журналистов «Серебряное перо Губернии», семинары, мастер - классы

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Редакция газеты «Телесемь»

Участие в жюри ежегодного слета юных журналистов «Серебряное перо Губернии»

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Саратовский государственный Музей боевой славы

Участие сотрудников музея в работе жюри областных конкурсов «Отечество. Саратовский край», участие в конференциях и семинарах

Отдел краеведения (Пузиков А.В.)

Саратовский областной Совет Российской оборонной спортивно – технической организации (РОСТО – ДОСААФ)

Совместное проведение семинаров и соревнований  спортивно – технической направленности

Отдел туризма и спорта, Алехина Н.В.

Главное управление МЧС России по Саратовской области

Совместное проведение Областного конкурса детского творчества по противопожарной тематике

Отдел туризма и спорта, Алехина Н.В.

Муниципальное учреждение культуры «Культурный центр им. П.А. Столыпина»

Учебные объединения принимают участие в мероприятиях, организуемых «Культурным центром им. П.А. Столыпина» (выставки, фотоконкурс, встречи с интересными людьми г. Саратова)

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

МОУ ДОД «Детская школа искусств № 8»

Содействие в проведении областных массовых мероприятий с  воспитанниками детских домов и интернатов

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Саратовская областная общественная организация «Саратовский областной клуб туристов»

Содействие в проведении мероприятий туристско – краеведческой направленности

Отдел туризма и спорта, Алехина Н.В.

Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

Содействие в проведении массовых мероприятий с учащимися области, направленных на популяризацию здорового образа жизни

Отдел туризма и спорта, Алехина Н.В.

Ассоциация скаутов Саратовской региональной общественной организации трезвости

Содействие в проведении мероприятий туристско – краеведческой, патриотической  направленности

Отдел туризма и спорта, Алехина Н.В.

МКОУДОД «Станция юных туристов» г. Саратова

Содействие в проведении массовых мероприятий с учащимися области, направленных на популяризацию здорового образа жизни

Отдел туризма и спорта, Алехина Н.В.

МОУДОД «Центр детского творчества»

Организация занятий учебного объединения «Палеопоиск»

Отдел краеведения, Браташова С.А.

МБОУДОД «Энгельсская станция детского и юношеского туризма»

Содействие в проведении массовых мероприятий с учащимися области, направленных на популяризацию здорового образа жизни

Отдел туризма и спорта, Алехина Н.В.

ГУК «Областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина»

Организация и проведение с детьми массовых мероприятий художественно – эстетической направленности

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Саратовский Государственный Университет им. Чернышевского

Организация и проведение с детьми массовых мероприятий учебно – исследовательской направленности

Отдел олимпиадной подготовки и учебно – исследовательского творчества (Сдобнова Е.А.).

Государственное учреждение «Саратовский областной музей краеведения»

Участие сотрудников музея в работе жюри областных конкурсов «Отечество. Саратовский край», «Хранитель памяти», фольклорно – этнографический праздник «Рождественские встречи».

Паспортизация школьных музеев.

Отдел краеведения (Пузиков А.В.), отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Совет Саратовской Областной общественной организации ветеранов войны,  труда, вооруженных сил и правоохранительных органов

Участие ветеранов в работе жюри областного конкурса «Отечество. Саратовский край»

Отдел краеведения (Пузиков А.В.)

Саратовское региональное отделение ОГО ВФСО «Динамо»

Участие учебных объединений в подготовке и проведении массовых мероприятий по плану СРО «Динамо»

Отдел туризма и спорта – (Алехина Н.В.)

Художественный музей имени А.Н. Радищева

Участие в жюри ежегодного литературно – краеведческого праздника

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

Участие в жюри ежегодного литературно – краеведческого праздника

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Музей  К.А. Федина

Участие в жюри ежегодного литературно – краеведческого праздника

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Саратовское региональное отделение Союза журналистов России

Участие в жюри ежегодного слета юных журналистов «Серебряное перо Губернии», выступление на семинарах, мастер - классах

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Журнал «Волга»

Участие в жюри ежегодного литературно – краеведческого праздника

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Редакция газеты «Аргументы и факты» в г. Саратове.

Участие в жюри ежегодного слета юных журналистов «Серебряное перо Губернии», семинары, мастер - классы

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Редакция газеты «Телесемь»

Участие в жюри ежегодного слета юных журналистов «Серебряное перо Губернии»

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Саратовский государственный Музей боевой славы

Участие сотрудников музея в работе жюри областных конкурсов «Отечество. Саратовский край», участие в конференциях и семинарах

Отдел краеведения- (Пузиков А.В.)

Саратовский областной Совет Российской оборонной спортивно – технической организации (РОСТО – ДОСААФ)

Совместное проведение семинаров и соревнований  спортивно – технической направленности

Отдел туризма и спорта –(Алехина Н.В.)

Главное управление МЧС России по Саратовской области

Совместное проведение Областного конкурса детского творчества по противопожарной тематике

Отдел туризма и спорта – (Алехина Н.В.)

Муниципальное учреждение культуры «Культурный центр им. П.А. Столыпина»

Учебные объединения принимают участие в мероприятиях, организуемых «Культурным центром им. П.А. Столыпина» (выставки, фотоконкурс, встречи с интересными людьми г. Саратова)

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

МОУ ДОД «Детская школа искусств № 8»

Содействие в проведении областных массовых мероприятий с  воспитанниками детских домов и интернатов

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Саратовская областная общественная организация «Саратовский областной клуб туристов»

Содействие в проведении мероприятий туристско – краеведческой направленности

Отдел туризма и спорта –(Алехина Н.В.)

Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

Содействие в проведении массовых мероприятий с учащимися области, направленных на популяризацию здорового образа жизни

Отдел туризма и спорта –(Алехина Н.В.)

Ассоциация скаутов Саратовской региональной общественной организации трезвости

Содействие в проведении мероприятий туристско – краеведческой, патриотической  направленности

Отдел туризма и спорта –(Алехина Н.В.)

МКОУДОД «Станция юных туристов» г. Саратова

Содействие в проведении массовых мероприятий с учащимися области, направленных на популяризацию здорового образа жизни

Отдел туризма и спорта –(Алехина Н.В.)

МОУДОД «Центр детского творчества»

Организация занятий учебного объединения «Палеопоиск»

Отдел краеведения –(педагог дополнительного образования Браташова С.А.)

МБОУДОД «Энгельсская станция детского и юношеского туризма»

Содействие в проведении массовых мероприятий с учащимися области, направленных на популяризацию здорового образа жизни

Отдел туризма и спорта – (Алехина Н.В.)

ГУК «Областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина»

Организация и проведение с детьми массовых мероприятий художественно – эстетической направленности

отдел художественно – эстетического воспитания (Максименко А.М.)

Саратовский Государственный Университет им. Н.Г.Чернышевского

Организация и проведение с детьми массовых мероприятий учебно – исследовательской направленности

Отдел олимпиадной подготовки и учебно – исследовательского творчества (Сдобнова Е.А.).

 

9. Оценка эффективности управления учреждением дополнительного образования детей:

         Управление Центром осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления Центра являются совет Центра, общее собрание, педагогический и методический совет.

В период между общими собраниями руководство Центром осуществляет представительный выборный орган - совет Центра.

Непосредственное руководство Центром осуществляет директор. Директор Центра назначается Учредителем. Директор Центра решает самостоятельно все вопросы деятельности учреждения за исключением отнесенных к компетенции общего собрания и совета Центра.

         Директор имеет заместителей. Функциональные обязанности заместителей, главного бухгалтера и других сотрудников Центра устанавливаются директором Центра, согласно должностным инструкциям и правилам внутреннего трудового распорядка.

Решения заместителей директора, руководителей структурных подразделений обязательны для всех подчиненных им работников.

Для рассмотрения вопросов организации образовательно-воспитательного процесса, его информационно-методического обеспечения, повышения квалификации педагогов в Центре действуют педагогический и методический советы. 

         При методическом совете Центра создаются экспертные группы, методические объединения.

В Центре могут создаваться на добровольной основе органы ученического самоуправления и ученические организации, не имеющие партийно-политического характера.

      Центр признает представителей ученических организаций и органов самоуправления, предоставляет им необходимую информацию, допускает к участию в заседаниях органов самоуправления Центра при обсуждении вопросов, касающихся прав и интересов обучающихся.

Система управления деятельностью Центра соответствует уставным требованиям. Внутренний контроль ориентирован на конечные результаты,  обеспечивается гласность измерений и оценок  результативности деятельности сотрудников. Введена система эффективных контрактов. Координация деятельности педагогического коллектива осуществляется в соответствии со  структурно-функциональной моделью педагогического управления деятельностью Центра (приложение 1)

 

10. Оценка условий реализации дополнительных образовательных программ.

 

Общие сведения о педагогических кадрах:  

всего педагогических работников 94, из них основных 60,  совместителей 34:

Основные сотрудники

Образование:

Среднее

Среднее специальное

Высшее

Непедагогическое

Педагогическое

Непедагогическое

Педагогическое

 

13%

7%

27%

53%

    Квалификационная категория:

Первая

Высшая

19%

49%

Совместители

Образование:

Среднее

Среднее специальное

Высшее

Непедагогическое

Педагогическое

Непедагогическое

Педагогическое

 

3%

 

15%

82%

    Квалификационная категория:

Первая

Высшая

30%

41%

 

Из них  течение последнего года аттестовано 15 человек, из них на первую квалификационную категорию – 11 человек, на высшую квалификационную категорию – 4 человека.

Педагогический стаж:

до 5 лет

до 10

до 15

свыше 20

10%

23%

26%

41%

            В коллективе сотрудников:
-  5 кандидатов  наук,
- 1  заслуженный учитель РФ,

- 10 почетных работников общего образования и отличников народного просвещения,

- 6 человек награждены почетными грамотами министерства образования и науки Российской Федерации. 

Стабильность педагогического коллектива:

Стаж работы

До 5 лет

До 10 лет

До 15 лет

Свыше 20 лет

Количество

           19%

37%

35%

9%

Кадровый состав педагогических сотрудников в целом обеспечивает успешную организацию и осуществление образовательно-воспитательного процесса Центра по всем направлениям образовательных программ.

 

Система повышения квалификации педагогических сотрудников Центра включает

          - психолого-педагогическое консультирование;

         - открытые занятия;

         - мастер-классы наиболее опытных педагогов;

         - проблемный семинар «Диалоги о воспитании»;

         - открытые заседания методического совета;

         - творческие папки педагогов;

         - повышение квалификации различного уровня (курсы внутри Центра, областные проблемные семинары организованные Центром, курсы проводимые СарИПКиПРО, курсы и семинары  федерального уровня).

За последний год квалификацию повысили 11 педагогических сотрудников:

ФИО педагогов

Форма повышения квалификации

Сроки обучения

Дрозденко Е.В.,

Леонтьева С.В.

Курсы ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки кадров»

9-24 сентября 2013г.

Восколович О.Ю.

Цветкова Н.М.

 

Курсы ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки кадров»

23сентября-16октября 2013г.

 Самылкина А.В.

Горшкова А. В.

Макеева Е.М.

Курсы ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки кадров»

15-25 октября 2013г.

Хлюснева Т.П.

Максименко А.М.

Курсы ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки кадров»

28 октября - 21 ноября

Корогодова Н.В.

ФГОБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»

23 сентября- 4 октября 2013г

Лапшина Г.В.

ФГОБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»

18-29 ноября 2013г.

Дрозденко Е.В.

ВДЦ «Орлёнок»

10-14 декабря 2013г. 

 

 

Популяризация педагогического опыта.

 Сотрудники Центра регулярно приглашаются для работы в качестве экспертов в состав жюри конкурсов различных уровней, принимают участие в  творческих встречах, конференциях, семинарах, проводят открытые уроки, мастер-классы, публикуют материалы в научно-методических сборниках и в сети интернет, участвуют в мероприятиях Международного, Всероссийского и регионального уровня.

Участие сотрудников Центра в мероприятиях Международного и Всероссийского уровня:

-            VI Международная Кубанская археологическая конференция. 27 сентября – 7 октября 2013г. г. Новороссийск (Браташова С.А.);

-            Международный конгресс «Фольклор монгольских народов: историческая действительность» 2-5 октября 2013г. г. Элиста. (Дремов И.И);

-            Региональная научно – практическая конференция «Актуальные проблемы непрерывного математического образования» 17 октября 2013г. Саратов. СГУ.(Дрозденко Е.В., Сдобнова Е.А.);

-            Региональная научно – практическая конференция «Социализация детей и подростков в образовательном пространстве» 1 ноября 2013г. Саратов. (Горшкова Н.А., Лысенко Е.В);

-            Декабрьские Встречи в «Орленке», посвященные проблемам организации образовательно – оздоровительной деятельности в детском лагере. 10-14 декабря 2013г. г. Сочи. (Дрозденко Е.В);

-            Всероссийская конференция работников дополнительного образования детей. 3-4 декабря 2013г. г. Москва. (Леонтьева С.В., директор Центра).

Участие педагогов дополнительного образования в мероприятиях регионального уровня:

- I Саратовский областной форум педагогов, психологов и психотерапевтов

(Дрозденко Е.В.,  Мондагалиева Ж.Н., Терентьева Т.Ф., Ефанова Т.А., Корогодова Н.В., Самылкина А.В.);

- Областной Психологический фестиваль «Семья: как наладить взаимоотношения и сохранить здоровье детей». 25.08.2013г. Саратов. (Свистун Н.И.).

Благодарственными письмами были отмечены:

- Дрозденко Е.В. за достойную организацию в Саратовской области Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» (Оргкомитет I Международного конкурса);

- Дрозденко Е.В. за активное участие в оздоровительной компании 2013г. и большой вклад в организацию отдыха детей (Министерство социального развития);

- Ениленис И.С. за подготовку команды – призера первого этапа Открытого Саратовского Мемориала «Небо Гагарина – Титова» (Региональное отделение ДОСААФ  РОССИИ Саратовской области);

- Дремов И.И. за активную работу с учащимися ГОУ НПО ПУ № 3 по патриотическому воспитанию и формированию здорового образа жизни (Администрация ГОУ НПО № 3);

- Дубошина О.П. за активное участие в подготовке и проведении городской социальной акции «Эффект бабочки» (Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева);

- Югова М.Н., Дубошина О.П. за активное участие в проведении конкурса детского рисунка «Мои  земляки вчера и сегодня» (Администрация муниципального образования «Город Саратов»);

- Ениленис И.С. за сотрудничество и профессионализм в проведении занятий по техническому творчеству с кадетами (Саратовская кадетская  школа – интернат № 1).

-Банатова Ю.Л. за подготовку победителя во Всероссийском турнире по современным танцевальным направлениям г. Саратов;

-Портянкина С.В.- за подготовку победителя конкурса сценических программ «Родной обычай старины»; 

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Выводы:

1.Деятельность ГБОУ СОДОД ОЦДОдД «Поиск» организована в соответствии с целями и задачами, поставленными перед педагогическим коллективом.     

2. В Центре продолжается работа по совершенствованию системы управления, сохранению кадрового состава.

3. В учреждении работает творческий коллектив педагогов, адаптированный к созданным условиям работы.

4. Качество образовательно-воспитательного  процесса обеспечивает  условия для творческой самореализации и саморазвития, успешной социализации и формирования навыков здорового образа жизни детей через:

-       работу  разнопрофильных детских объединений возраста;

-       достаточное программное обеспечение образовательного процесса;

-       большой выбор воспитательных дел.

5. Сохраняется положительная тенденция высокого  уровня достижений воспитанников Центра.

  6. В Центре создана  система повышения профессионального мастерства, обеспечены условия для распространения и обобщения педагогического опыта педагогов дополнительного образования.

7. Продолжается работа по совершенствованию программного обеспечения образовательного процесса,  системы контроля, мониторинга результатов образовательной деятельности, работы с родителями, укреплению материально-технической базы учреждения.

8. Деятельность Центра востребована и положительно оценивается в социуме, пропагандируется  в средствах массовой информации.

Однако необходимо отметить:

1.Недостаточный процент детских объединений технической и естественно-научной направленностей.

2.Недостаточное использование современных информационных и медиа-технологий в работе детских объединений социально-педагогической и художественной направленностей.

3.Снижение активности педагогов в распространении педагогического опыта.

4. Недостаточная материальная база детских объединений туристско- краеведческой напрвленности.

 Предложения:

1. Продолжить работу по сохранению кадрового состава через создание      оптимальных условий для работы, совершенствованию системы управления учреждением, контроля.

2. Совершенствовать образовательные программы на основе апробации новых форм учебной и воспитательной работы.

3. Расширить спектр дополнительных образовательных услуг социуму, в том числе через увеличение числа программ технической и естественно-научной направленностей.

4. Продолжить совершенствовать систему  профессионального мастерства педагогов на основе изучения их интересов и потребностей.

5. Разработать в детских объединениях систему оценки развития личности ребенка.

6. Продолжить практику вовлечения родителей, предприятий, ведомств к организации образовательного процесса на основе социального партнерства.

7. Продолжить укрепление материально-технической базы Центра.