Отчет о результатах самообследования ГБОУ СОДОД  «ОЦДОдД «Поиск» на 1 апреля 2015г.

 

1.Общая информация об образовательной организации

Полное название образовательной организации

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования для детей «Поиск»

Краткое название образовательной организации

ГБОУ СОДОД  «ОЦДОдД «Поиск»

 

Дата создания

29.04.1998г.

Учредитель

Министерство образования Саратовской области

Свидетельство о регистрации      

10210151 от 6.12.99 г., выданное администрацией г. Саратова

Место нахождения

г. Саратов, ул. Мичурина, д.89

Почтовый индекс

410028

Телефон

8(8452)23-68-96

Факс

8(8452)22-41-99

Адрес сайт

www.ocdodpoisk.ru

E-mail

centrpoisk@mail.ru, ocdoddpoisk@mail.ru

Уровень образования

дополнительное образование детей

Форма обучения

очная, очно-заочная

Срок обучения

1-4 года, в соответствии с дополнительными образовательными программами детских творческих объединений

Язык, на котором осуществляется образование

Русский

Директор

Тел. 8(8452)22-41-99

E-mail: centrpoisk@mail.ru

Леонтьева Светлана Валерьевна, почетный работник общего образования Российской Федерации, заслуженный учитель Российской Федерации

Заместитель директора по  методической работе

Дрозденко Елена Владимировна, почетный работник общего образования Российской Федерации

Заместитель директора  по учебно-воспитательной работе

Мондагалиева Живеканым Нагомовна

Заместитель директора по организационно-массовой работе

Масюкова Елена Юрьевна

График работы

администрация:

9.00-18.00, перерыв 13.00-14.00

педагоги  дополнительного образования:

9.00-20.00, в соответствии с расписанием занятий детских творческих объединений

 

 

Государственное бюджетно образовательное учреждение Саратовской области дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования для детей «Поиск» был создан в 1998 году путем слияния государственного учреждения дополнительного образования  «Областной центр дополнительного образования «Поиск» и государственного учреждения дополнительного образования «Областной центр детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий» (распоряжение губернатора Саратовской области «О реорганизации учреждений дополнительного образования» № И33-р от 10.09.98 г., приказ министерства образования и науки «О  реорганизации и ликвидации областных подведомственных учреждений и создании областного центра дополнительного  образования «Поиск» № 128 от 29.04.98 г.)

Каждый из Центров имеет богатую историю.

Областная станция юных техников, созданная 10 февраля 1928 г. решением Губернского  бюро комсомола, была реорганизована 1 января 1992 года  в областной центр  научно-технического творчества учащихся «Поиск» (приказ областного управления народного образования № 361 от 30.12.91 г.).

Областная станция юных туристов, созданная в ноябре 1933 г., была переименована в 2 апреля 1991 году в областной центр детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий (приказ областного управления народного образования № 148 от 5.04.91 г.).

В настоящее ГБОУ СОДОД ОЦДОдД «Поиск» является многопрофильным учреждением подведомственным министерству образования Саратовской области и осуществляет согласно Уставу  организационно-массовую, информационно-методическую и образовательно-воспитательную деятельность, направленную на развитие системы дополнительного образования области.

Социальный заказа в адрес организации определяется потребностями детей и родителей в личностно ориентированном образовании, обеспечивающем развитие и саморазвитие ребенка, которое осуществляется в максимально комфортных условиях, обеспечиваемых добровольностью выбора ребенком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Творческие контакты с учреждениями культуры и науки Саратовской области обеспечивают региональный уровень проведения массовых конкурсных и культурных мероприятий в области детского технического и научно-технического творчества, краеведения, детского туризма, художественного творчества и эстетического воспитания детей и подростков.

         Материально-техническая база организации соответствует современным требованиям.

Режим работы учреждения:

Центр, осуществляет образовательную деятельность  в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Время работы Центра с 9.00 до 20.00. Продолжительность занятий в объединениях Центра устанавливается образовательно-воспитательными программами, исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, допустимой нагрузки учащихся.

         Расписание занятий детских объединений составляется по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

 

2.Концептуальная модель учреждения дополнительного образования.

Методологической основой осуществления образовательно-воспитательного процесса Центра являются идеи:

- личностно-ориентированного образования на основе его дифференциации и индивидуализации (Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Петровский В.А.)

- рассмотрения дополнительного образования как сферы социального и профессионального самоопределения учащихся (Журкина А.Я., Чистякова С.Н., Сальцева С.В.)

- гуманистической психологии (А.Маслоу, В.Франкл, Ш Бюллер)

 

Основополагающие идеи педагогической деятельности Центра реализуются путем:

-           выявления и развития творческих возможностей и одаренности  ребенка;

-           создания возможности свободного самоопределения личности учащегося за счет вариативности образовательно-воспитательных программ;

-           использования методик проблемно-поисковой и имитационно-моделированной деятельности, развивающего обучения в игровой деятельности, сотрудничества и сотворчества в конкретной предметной деятельности;

-           учета особенностей социокультурной среды, образовательных запросов учащихся и их родителей (лиц их заменяющих);

-  создания функционально согласованной развивающей среды

 

Целями Центра являются:

-           воспитание личности, руководствующейся общечеловеческими ценностями, способной к саморазвитию и социальной адаптации, имеющей высокий уровень интеллектуального и творческого развития.

-           осуществление   организационно - массовой и информационно-методической работы, направленной на развитие дополнительного образования учащихся области.

Для достижения поставленных целей педагогический коллектив Центра  решает следующие задачи:

- формирование и удовлетворение потребностей духовного саморазвития ребенка: в самопознании, в самовоспитании, в самоутверждении, в самоопределении, в самообразовании, в саморегуляции, в самореализации;

 - создание развивающей образовательно-воспитательной среды для удовлетворения и развития творческой индивидуальности учащихся;

- формирование у детей общественно-ценностных интересов, которые способствуют развитию их личности;

-  формирование, развитие и удовлетворение особых (реализуемых в рамках системы дополнительного образования) образовательных потребностей учащихся, освоение ими системы знаний и приемов самостоятельной деятельности на уровне, определяемом программами дополнительного образования Центра;

 - воспитание патриотизма, гражданственности, правового сознания, социальной ответственности учащихся;

-  формирование общей культуры учащихся, организация содержательного досуга;

- формирование навыков здорового образа жизни учащихся;

- обеспечение личностно-ориентированного подхода к каждому обучающемуся, через выстраивание индивидуальной траектории его развития.

 

Основные направления работы образовательной организации.

Образовательная программа Центра ориентирована на  освоение учащимися опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области и предоставляет каждому возможность свободного выбора образовательной направленности, профиля, уровня и времени освоения конкретной дополнительной программы.

Основной  задачей организационно-массовой работы Центра с учащимися Саратовской области является организационное  и методическое обеспечение реализации федеральных и региональных целевых программ   организация и проведение областных массовых и конкурсных мероприятий  технической, туристско-краеведческой, художественной, социально-педагогической и естественно-научной направленностей.                            Организационно-массовая работа Центра направлена на:

  -  развитие индивидуальности, самостоятельности, личной культуры, коммуникативных возможностей учащихся;

 -  создание условий для реализации интеллектуального, творческого потенциала учащихся.

-         формирование навыков здорового образа жизни учащихся;

-         воспитание патриотизма и гражданственности.

         Разнообразие форм мероприятий, их направленности и содержания позволяют каждому ребёнку испытать чувство успеха, дают возможность юному поэту, певцу, танцору, авиа- судомоделисту, краеведу, фотографу оказаться на самых престижных сценах, выставках, встретиться с профессионалами, прослушать своих сверстников, полнее раскрыть творческие способности, обменяться опытом исследовательской и поисковой работы. Подобные мероприятия позволяют определить уровень развития того или иного направления образовательно-воспитательной деятельности с учащимися в области, рекомендовать и направить лучшие работы и учащихся на Всероссийские мероприятия.

Анализ результатов организационно-массовой работы позволяет осуществлять мониторинг развития системы дополнительного образования области, выявлять активно развивающиеся направления её развития (краеведение, этнография и фольклор, прикладное творчество, детское литературное творчество), а так же нуждающиеся в поддержке объединения, работающие по наиболее сложным, как в финансовом так и в кадровом отношении, направленностям (технические виды спорта, детский туризм, детская журналистика).

Программой развития Центра определены следующие формы  и содержание методической работы по развитию системы дополнительного образования области:

1.          Разработка методических рекомендаций,  консультационная и  исследовательская деятельность.

2.          Организация ежегодных областных мероприятий с педагогическими и руководящими работниками системы образования.

3.          Участие в организации и проведении областных и городских мероприятий,  с педагогическими и руководящими кадрами системы образования.

4.          Пополнение базы данных системы дополнительного образования области.

Структурные подразделения Центра:

1

 отдел краеведения

2

отдел олимпиадной подготовки и учебно-исследовательского  творчества

3

отдел туризма и спорта

4

отдел технического творчества

5

отдел информационных технологий

6

отдел  художественно-эстетического творчества

7

отдел  начального творчества

8

отдел социализации и досуговых программ

9

отдел предпрофильной подготовки

10

информационно-аналитический отдел

 

3.Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей представлено следующими документами:

Устав

Лицензия на дополнительное образование и платные образовательные услуги

Свидетельство (приказ) об аккредитации

Программа развития

Учебный план

Штатное расписание

Тарификационный список

Положения о структурных подразделениях

Должностные инструкции работников учреждения

Правила внутреннего трудового распорядка

Расписание занятий

Журналы учета работы учебных групп детских объединений

Протоколы заседаний педагогических и методических советов

Образовательные программы детских объединений

Планы работы учреждения

Информационно-статистические и аналитические материалы

 

 

 

4.Учащиеся и система работы с ними

В  2014  году в 83 детских творческих объединениях центра занимались 2201 детей.

 Количество учебных объединений по направленностям:

Направленность

Количество объединений

1

Художественная

16

2

Техническая 

                      13      

3

Естественно  – научная 

4

4

Социально – педагогическая

27

5

Туристско – краеведческая

22         

 

 

83

Прием в объединения Центра производится на основе свободного выбора учащегося с согласия родителей (законных представителей). Прием в объединения Центра проводится в течение учебного года и заканчивается по мере комплектования групп. При приеме в спортивные и спортивно-технические, спортивно-туристские объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

Каждый из учащихся имеет право заниматься в одном или нескольких объединениях Центра, свободно выходить из их состава и переходить в другое объединение Центра.

Объединения Центра могут быть одновозрастными или разновозрастными в зависимости от программы обучения и воспитательных задач, стоящих перед ними.

Краткая характеристика учащихся:

Социальный состав:

Многодетные

семьи

Неполные

семьи

Дети-сироты и подопечные дети

Полные

семьи

0,7%

28,3%

2,4%

68,6%

Возрастная характеристика:

Дошкольники

1-4 класс

5-9 класс

10-11 класс

6%

38%

35%

21%

Распределение учащихся по годам обучения:

Обучаются 1-й год

Обучаются 2-й год

Обучаются 3-й год и более

54,1%

29,6%

16,3%

 

 

 

Основные формы работы с детьми с ограниченными возможностями:

Направление работы

Программа

Форма организации

Место проведения

Освоение информационно – коммуникативных технологий

«Компьютерная грамота. Информационные технологии»

Учебное занятие

Компьютерный класс

Развитие творческих способностей

«Развивающие игры»

Учебное занятие

Кабинет музыки

 

Характеристика достижений учащихся Центра:   

Мероприятия

Участие

 

Призовые результаты

% призовых результатов

Международные

62

2

3

Федеральные

136

13

10

Региональные

430

70

16

Итого

628

85

13

 

 

 

5.Качество образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

 

           Образовательная деятельность ГБОУ СОДОД ОЦДОдД «Поиск» строиться в соответствии с образовательной программой и учебным планом на текущий учебный год и соответствует целям образовательной организации.

Основными компонентами образовательной программы Центра являются 59 дополнительных общеразвивающих программ, разделенные на три блока:

- блок основных (базовых) программ – то есть программ, обеспечивающих освоение предметной деятельности определенной направленности, достаточное для творчески-деятельностной самореализации личности;

- блок профориентационных программ – программы этого блока, как правило, дополняют основные по направлениям деятельности, совершенствуя профессиональные навыки учащихся в выбранной области, и ориентированы на достижение конечного профессионального результата (победа в профессиональном конкурсе, научной конференции, предметной олимпиаде, соревновании и т.п.);

       - блок ознакомительных программ составляют краткосрочные программы, ориентированные на удовлетворение познавательных интересов учащихся, выявление и развитие интеллектуально-творческих, коммуникативных, художественных способностей.

Каждая дополнительная образовательная  программа разделена на этапы (года) обучения. Разделение на этапы обучения обеспечивает индивидуальный темп освоение учащимися материала в зависимости от их возможностей и начального уровня подготовки.

 Этапы обучения различаются по уровню освоения программы:

Первый этапобщекультурный уровень освоения программы, предполагает выявление, развитие и удовлетворение познавательного интереса ребенка, обогащение его личностного опыта, формирование социо-культурных установок, системы ценностей, знаний, умений и навыков конкретной образовательной деятельности. Уровень достаточен для самостоятельного выбора направления дальнейшего развития.

Второй этаппредметно-функциональный уровень освоения программы, предполагает обучение продуктивной деятельности, которая фиксируется в знаниях, умениях, навыках, способностях и конкретных достижениях в избранной области (выступления, изделия, программы, действия и т.п.). Уровень достаточен для осознанного выбора профессии.

Третий этапуровень самообразования, предполагает способность к самостоятельному выбору трассы развития личности, к самоорганизации, самовоспитанию, самообразованию в процессе продуктивной творческой деятельности, которая воплощается в авторских достижениях. Уровень достаточен для самостоятельного исследовательского подхода к решению задач теоретического и прикладного характера. Третий этап обучения занимает, как правило, несколько лет.

Сведения о программах, реализуемых в  детских коллективах

Название коллектива
Характеристика  реализуемых программ
Возраст обучающихся
Вид программы
Уровень обучения
Техническая направленность
1

Авиамодельная лаборатория. Радиоуправляемые модели.

10-17 лет

авторская

профориентационный
2

«Судомодельная лаборатория»

10-17 лет

авторская

профориентационный
3

«Лаборатория стендового моделирования»

10-17 лет

авторская

профориентационный
4

«Саратовская  научно-образовательная  лаборатория Роскосмоса»

13 – 17 лет

адаптированная

профориентационный
5

 «Фотоазбука» (Фотостудия «Светопись»)

10-18 лет

авторская

профориентационный
6

«Робототехника»

12-17лет

адаптированная

профориентационный
7

«Компьютерная грамотность»

7-12 лет

адаптированная

ознакомительный
8

«Основы компьютерной грамоты. Информационные технологии»

7-17 лет

авторская

 

профориентационный

9

«Компьютерная грамота. Информационные технологии»

12-16 лет

адаптированная

базовый
10

«Компьютер для дошкольников

5-6 лет

адаптированная

ознакомительный
11

«Мой друг и помощник компьютер"

 

7-10 лет

 

адаптированная

ознакомительный
Туристско-краеведческая направленность
1

«Основы комплексного туризма»

10-14 лет

адаптированная

базовый
2

«Оздоровительно – познавательный туризм»

10-14 лет

адаптированная

 

ознакомительный

3

«Юный инструктор туризма»

11-16 лет

адаптированная

профориентационный
4

«Юные туристы – многоборцы»

12-18 лет

типовая

базовый
5

«Здоровый образ жизни»

7-11 лет

адаптированная

ознакомительный
6

«Историческое краеведение»

13-17 лет

авторская

базовый
7

«Юный экскурсовод»

12-16 лет

адаптированная

профориентационный
8

«Экскурсии в археологию»

15-18 лет

авторская

базовый
9

«Музейное дело»

8-17 лет

авторская

ознакомительный
10

«Мой родной край»

8-12 лет

авторская

базовый
11

«Палеопоиск»

10-17 лет

авторская

базовый
12

Школьный музей. «Наследие»

12-16 лет

адаптированная

базовый
13

Мир краеведения»

7-10 лет

адаптированная

ознакомительный
Естественно-научная направленность
1

«Школа  юного химика имени Д.И. Менделеева»

14-18 лет

адаптированная

профориентационный

2

«Юный Пифагор»

12-16 лет

адаптированная

базовый
3

«Занимательная физика»

13-17 лет

адаптированная

базовый
4

«Занимательная математика»

7-10 лет

адаптированная

ознакомительный
Художественная направленность
1

Детское фольклорное объединение «Трень-Брень»

10-12 лет

авторская

базовый

2

«Студия пластики и гармонии»

7-16 лет

авторская

профориентационный
3

Изостудия

«Я-художник»

7-15 лет

адаптированная

базовый
4

«Хоровой коллектив «Созвучие»

7-13 лет

адаптированная

базовый
5

Вокальный ансамбль «Импульс»

14-16 лет

адаптированная

 

профориентационный

6

«Музыкальная грамота»

7-10 лет

адаптированная

ознакомительный
7

«Бусинка»

7-10 лет

адаптированная

ознакомительный
8

«Колорист»

7-12 лет

адаптированная

базовый
9

«Театральная студия»

7-12 лет

адаптированная

базовый
10

Хореографическое объединение  «Грация»

8-13 лет

адаптированная

базовый
11

Объединение «Мозаика»

8-10 лет

адаптированная

базовый
12

«Русская словесность»

8-12 лет

адаптированная

ознакомительный
13

          « Бумажные фантазии»

7-10 лет

адаптированная

базовый
14

«Весёлый художник»                   

7-14 лет

адаптированная

базовый
15

«Мир творчества»

6-10 лет

адаптированная

базовый
                                                Социально-педагогическая направленность
1

«Я и мир»

14-17 лет

адаптированная

ознакомительный
2

«Лабиринты лингвистики»

10-16 лет

адаптированная

ознакомительный
3

«Школа творческого мышления»

7-9 лет

адаптированная

 

базовый

4

«Здоровье и развитие»

7-11 лет

адаптированная

ознакомительный
5

«Правовая культура детей и подростков»

12-15 лет

адаптированная

ознакомительный
6

«Шаг к успеху»

12-16 лет

авторская

профориентационный
7

«Юный корреспондент»

12-18 лет

адаптированная

профориентационный
8

«Учение с увлечением»

8-12 лет

адаптированная

ознакомительный
9

«Английский для самых маленьких»

5-7 лет

адаптированная

базовый
10

«Почемучка»

7-10 лет

адаптированная

ознакомительный
11

«Развивалочка» 

5-7 лет

адаптированная

базовый

12

«Развивающие игры»

6-8 лет

адаптированная

базовый
13

Студия развития дошкольников «Радуга»

5-7 лет

адаптированная

 

базовый

14

Детское хореографическое объединение

5-7 лет

адаптированная

 

базовый

15

«Музыкальная гостиная»

8-10 лет

адаптированная

ознакомительный
16

«Музыка и музы»

 

5-7 лет

адаптированная

базовый

 

 

 

Характеристика дополнительных образовательных программ детских творческих объединений.

Виды программ:

Программы (количество)

Адаптированные

Авторские

Типовые

Всего

43

15

1

59

 

Все программы реализуемые педагогами Центра, утверждены  директором на  основании рекомендации методического совета Центра и соответствуют общей программе деятельности образовательной организации. Программы   педагогов Центра соответствует заявленным в них целям и задачам, учебные нагрузки обеспечивают освоение материала и отвечают возрастным возможностям обучающихся.

К достоинствам программ, разработанных педагогами Центра, можно отнести наличие четкой структуры (в соответствии с Примерным требованиям к образовательным программам дополнительного образования детей), направленность на творческое развитие каждого ребенка, возможность учета особенностей и потребностей обучающихся, построения индивидуальных образовательных траекторий. Недостатками ряда  программ является не полная обеспеченность их современными дидактическими материалами и техническими средствами обучения.

 В центре реализуются  инновационные программы «Робототехника», «Саратовская  научно-образовательная  лаборатория Роскосмоса», «Основы компьютерной грамоты. Информационные технологии».

          Анализ образовательного процесса  проводится в рамках педагогического мониторинга.

Мониторинговая карта включает следующие показатели:

Результаты образовательной  деятельности отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов педагогического контроля.

Нулевой этап проводится в течение двух недель в конце сентября (когда закончился набор учащихся в учебные группы). Его цель – определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения нулевого этапа контроля педагог осуществляет:

-         прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;

-         выбор программы обучения;

Формы проведения нулевого этапа – это в основном собеседование, анкетирование. Организация проведения осуществляется педагогами. Результаты, анализ, выводы обсуждаются индивидуально с родителями и детьми.

         Промежуточный контроль проводится в ноябре – декабре. Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения учащихся.

Задачи:

-   оценка успешности выбора технологии и методики преподавания;

-         корректировка учебного процесса.

Формы проведения, показатели, критерии оценки разрабатывают педагоги. Итоги оформляют на специальных бланках. Анализ осуществляется методической службой, выводы обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогических советах центра.

         Цель проведения итогового этапа – подведение итогов завершающего года обучения.

         Задачи:

-         анализ результатов освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ;

-         анализ действий педагога.

 

Итоговый контроль – проводится в апреле – мае.

 Формы проведения:

-         контрольные занятия, соревнования;

-         отчетные концерты;

-         самостоятельная практическая работа;

-         творческая работа;

-         тестирование;

-         конкурсные и игровые программы;

-         выставка работ;

-         конференции;

-         конкурсы;

-         спектакли.

Результаты итогового контроля, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.

 

Результаты исследования развития учащихся.

Педагоги, методисты под руководством педагога-психолога отслеживают следующие показатели:

     - уровень готовности к совместной творческой деятельности;

     -  состояние психологического климата в детских творческих объединениях;

     -  динамика формирования социальной компетентности обучающихся:

Итоги исследования развития обучающихся обсуждаются на педагогическом совете.

Результаты оценки качества организации учебных занятий  позволяют сделать следующие выводы:

- образовательный процесс в учебных объединениях Центра организован в соответствии с учебным планом и дополнительными образовательными программами объединений;

-  реализации дополнительных образовательных программ к концу учебного года в среднем по учреждению составляет 98%, программы будут  полностью пройдены до конца учебного года  за счет уплотнения учебного материала.

Успешная реализация дополнительных образовательных программ обеспечивается внедрением  новых форм и методов, средств активизации познавательной деятельности, организация самостоятельной и творческой работы детей и подростков, ориентация образовательного процесса на практическую деятельность.

 

         6.Качество информационно-методической деятельности.

 

Информационно-методическое обеспечение реализации образовательной программы Центра осуществляется методистами Центра под руководством заведующих отделами и состоит в:

         - предоставлении педагогам всесторонней и актуальной информации о  современных технологиях обучения и воспитания детей;

         - методическом сопровождении разработки и совершенствования педагогами образовательно-воспитательных программ;

         - повышении квалификации педагогов;

         - создании методических разработок на основе изучения и обобщения педагогического опыта сотрудников Центра;

         - корректировка образовательного плана и программы.

 

Информационно-методическая работа по развитию системы дополнительного образования области включает:

-  участие в  повышении квалификации педагогов, методистов и руководителей учреждений дополнительного образования области (курсы, семинары);

 -  организация в рамках областных массовых мероприятий с обучающимися профильных семинаров-практикумов для педагогов и методистов дополнительного образования;

-   разработка методических пособий, рекомендаций, положений для системы дополнительного образования области;

-  создание базы данных системы дополнительного образования   области, анализ состояния системы;

- оказание консультативной помощи педагогам, методистам и руководителям учреждений дополнительного образования области.

    Сотрудниками Центра разработаны  методические рекомендации по организации работы школьных музеев, подготовке материалов и заявок для участия во Всероссийских конкурсах исследовательских работ учащихся, по организации учебно-исследовательской работы по краеведению, организации туристских походов и соревнований школьников, подготовлены материалы по психолого-педагогической поддержке обучающихся, работе с одаренными детьми, сборник диагностических методик, сборник положений о массовых мероприятиях  для системы дополнительного образования области.

Сайт Центра www/ocdodpoisk.ru активно используется педагогами образовательных организаций области.

Сотрудники Центра регулярно приглашаются для работы в качестве экспертов в состав жюри конкурсов различных уровней.

           В 2014 году сотрудниками ГБОУ СОДОД ОЦДОдД «Поиск» было проведено 9 региональных мероприятий с педагогическими работниками, в которых приняли участие  405 человек:

Мероприятие

Дата

Количество участников

Количество районов

1

Семинар тренеров - руководителей и судей соревнований по судомодельному спорту

11.01-12.01

  21

7

2

Семинар организаторов судей туристских соревнований

15.02-16.02

  23

 

13

3

Семинар руководителей детских объединений юных журналистов

17.04-18.04

41

20

4

 

Семинар для педагогов и работников детских библиотек«Живая классика»

23.04

35

22

5

Семинар тренеров - руководителей и судей соревнований по авиамодельному спорту

25.05

16

5

6

Областной туристский слёт работников образования

12.09-16.09

136

14

7

Областной семинар организаторов туристско-краеведческой работы

13.09-15.09

58

14

8

Областной семинар тренеров - руководителей и судей соревнований по авиамодельному спорту

 

28.09

 

22

 

10

9

Областной семинар «Техническое и учебно-исследовательское творчество в системе дополнительного образования детей»

5.12

53

18

 

Итого

 

405

 

Осуществляется успешное сотрудничество с ГАОУ ДПО СОИРО,  ФГБОУ ВПО  им. Гагарина Ю.А., ФГБОУ ВПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского, методическими службами МАОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи», учреждений дополнительного образования детей муниципальных образований области, музеев г. Саратова.

 

7. Качество организационно-массовой деятельности.

Основным  содержанием  организационно-массовой работы Центра с учащимися Саратовской области является организационное  и методическое обеспечение реализации федеральных и региональных целевых программ. 

         Традиционными являются областные массовые мероприятия с учащимися по следующим направленностям:

- технической (соревнования юных авиа- судо- и ракето- моделистов, конкурсы стендового моделирования, фото выставки, конкурсы детского творчества по противопожарной тематике, конкурсы детского творчества в области информационно-коммуникативных технологий);

- туристко-краеведческой (археологические чтения, краеведческие конференции, смотры школьных музеев, туристские соревнования школьников по водному и пешеходному туризму, экскурсии, учебно-тренировочные занятия, походы, экспедиции);

- художественной (фольклорно-этнографические и литературно-краеведческие праздники, слеты юных журналистов, конкурсы художественного и декоративно-прикладного творчества;

- естественно-научной (олимпиады школьников по физике, математике, информатике, русскому языку, литературе, обществознанию, истории, праву, иностранным языкам и т.п.);

         В 2014 году сотрудниками ГБОУ СОДОД ОЦДОдД «Поиск» было проведено 28 региональных мероприятий с обучающимися, в которых приняли участие 6742 человека, по итогам которых  в 21 Всероссийском мероприятии приняли участие 67 человек:

- 12 региональных этапов Всероссийских массовых мероприятий, в которых приняло участие 3212 учащийся области;

-  6 областных очных творческих конкурсов – количество участников 612;

- 10 областных заочных творческих конкурсов – количество участников 2918

На уровне учреждения формами работы являются:

 - экскурсии,

 -новогодние спектакли,

-конкурсы,                                              

-выставки,

-учебно-тренировочные сборы,

- экспедиции,

- открытые соревнования и турниры на кубок «Поиска»,

- презентации компьютерных продуктов,

- развивающие игры и детские праздники,

- культурно-досуговые программы,

-социальные акции

Общее количество таких мероприятий за год - 37, с общим охватом –1154 человека.

В летний период реализуется развивающая программа «Фантазеры», в рамках которой на базе  Центра занимаются дети, посещающие летние оздоровительные площадки школ города Саратова, для обучающихся объединений туристско-краеведческой направленности организуются походы и археологические экспедиции.

Таким образом, основные направления организационно-массовой и  культурно-досуговой деятельности соответствуют целям учреждения.

 

8.Качество социально-педагогической деятельности.

 Социально-педагогическая деятельность Центра направлена на соблюдение прав участников образовательного процесса, сохранение здоровья обучающихся, пропаганду  здорового образа жизни, обеспечение эффективного взаимодействия с родителями обучающихся.

    Обучающимся предоставляются возможности выбора педагога, направления, формы, сроков обучения, обеспечивается соблюдение свободы творчества обучающихся.     Разработана и реализуется программа развития здоровьесберегающего  пространства Центра, обучающая программа «Здоровье и развитие». Система работы с родителями включает проведение родительских собраний учебных объединений центра, консультации для родителей по вопросам воспитания и психолого-педагогической поддержки развития детей  подростков, выстраивание совместно с педагогами личной образовательной траектории обучающегося, активное участие родителей в досуговой и конкурсной деятельности детских творческих объединений.

Большое внимание уделяется формированию и развитию социальных контактов Центра:

Наименование учреждений (творческие союзы, организации

Форма взаимодействия

Структурные подразделения

Государственное учреждение «Саратовский областной музей краеведения»

Участие сотрудников музея в работе жюри областных конкурсов «Отечество. Саратовский край», «Хранитель памяти», фольклорно – этнографический праздник «Рождественские встречи».

Паспортизация школьных музеев.

Отдел краеведения, отдел художественно – эстетического творчества

Совет Саратовской Областной общественной организации ветеранов войны,  труда, вооруженных сил и правоохранительных органов

Участие ветеранов в работе жюри областного конкурса «Отечество. Саратовский край»

Отдел краеведения

Художественный музей имени А.Н. Радищева

Участие в жюри ежегодного литературно – краеведческого праздника

отдел художественно – эстетического творчества

Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

Участие в жюри ежегодного литературно – краеведческого праздника

отдел художественно – эстетического творчества

Музей  К.А. Федина

Участие в жюри ежегодного литературно – краеведческого праздника

отдел художественно – эстетического творчества

Саратовское региональное отделение Союза журналистов России

Участие в жюри ежегодного слета юных журналистов «Серебряное перо Губернии», выступление на семинарах, мастер - классах

отдел художественно – эстетического творчества

Журнал «Волга»

Участие в жюри ежегодного литературно – краеведческого праздника

отдел художественно – эстетического творчества

Редакция газеты «Аргументы и факты» в г. Саратове.

Участие в жюри ежегодного слета юных журналистов «Серебряное перо Губернии», семинары, мастер - классы

отдел художественно – эстетического творчества

Саратовский государственный Музей боевой славы

Участие сотрудников музея в работе жюри областных конкурсов «Отечество. Саратовский край», участие в конференциях и семинарах

Отдел краеведения

Главное управление МЧС России по Саратовской области

Совместное проведение Областного конкурса детского творчества по противопожарной тематике

Отдел туризма и спорта

Саратовская областная общественная организация «Саратовский областной клуб туристов»

Содействие в проведении мероприятий туристско – краеведческой направленности

Отдел туризма и спорта

МКОУДОД «Станция юных туристов» г. Саратова

Содействие в проведении массовых мероприятий с учащимися области, направленных на популяризацию здорового образа жизни

Отдел туризма и спорта

МБОУДОД «Энгельсская станция детского и юношеского туризма»

Содействие в проведении массовых мероприятий с учащимися области, направленных на популяризацию здорового образа жизни

Отдел туризма и спорта

ГУК «Областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина»

Организация и проведение с детьми массовых мероприятий художественно – эстетической направленности

отдел художественно – эстетического творчества

Саратовский Государственный Университет им. Н.Г.Чернышевского

Организация и проведение с детьми массовых мероприятий учебно – исследовательской направленности

Отдел олимпиадной подготовки и учебно – исследовательского творчества

МКОУДОД «Станция юных туристов» г. Саратова

Содействие в проведении массовых мероприятий с учащимися области, направленных на популяризацию здорового образа жизни

Отдел туризма и спорта

МОУДОД «Центр детского творчества»

Организация занятий учебного объединения «Палеопоиск»

Отдел краеведения

МБОУДОД «Энгельсская станция детского и юношеского туризма»

Содействие в проведении массовых мероприятий с учащимися области, направленных на популяризацию здорового образа жизни

Отдел туризма и спорта

В сентябре 2014 года совместно с РОСТЕЛЕКОМ была проведена социально значимая акция в рамках проекта «Электронная школа будущего»  «Простые правила  безопасного интернет сёрфинга (280 участников)

 

9. Оценка эффективности управления учреждением дополнительного образования детей:

         Управление Центром осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления Центра являются совет Центра, общее собрание, педагогический и методический совет.

В период между общими собраниями руководство Центром осуществляет представительный выборный орган - совет Центра.

Непосредственное руководство Центром осуществляет директор. Директор Центра назначается Учредителем. Директор Центра решает самостоятельно все вопросы деятельности учреждения за исключением отнесенных к компетенции общего собрания и совета Центра.

         Директор имеет заместителей. Функциональные обязанности заместителей, главного бухгалтера и других сотрудников Центра устанавливаются директором Центра, согласно должностным инструкциям и правилам внутреннего трудового распорядка.

Решения заместителей директора, руководителей структурных подразделений обязательны для всех подчиненных им работников.

Для рассмотрения вопросов организации образовательно-воспитательного процесса, его информационно-методического обеспечения, повышения квалификации педагогов в Центре действуют педагогический и методический советы. 

         При методическом совете Центра создаются экспертные группы, методические объединения.

В Центре могут создаваться на добровольной основе органы ученического самоуправления и ученические организации, не имеющие партийно-политического характера.

      Центр признает представителей ученических организаций и органов самоуправления, предоставляет им необходимую информацию, допускает к участию в заседаниях органов самоуправления Центра при обсуждении вопросов, касающихся прав и интересов обучающихся.

Система управления деятельностью Центра соответствует уставным требованиям. Внутренний контроль ориентирован на конечные результаты,  обеспечивается гласность измерений и оценок  результативности деятельности сотрудников. Введена система эффективных контрактов.

 

10. Оценка условий реализации дополнительных образовательных программ.

Общие сведения о педагогических кадрах:  

всего педагогических работников 94, из них основных 60,  совместителей 34:

Основные сотрудники

Образование:

Среднее

Среднее специальное

Высшее

Непедагогическое

Педагогическое

Непедагогическое

Педагогическое

 

13%

7%

27%

53%

    Квалификационная категория:

Первая

Высшая

19%

49%

Совместители

Образование:

Среднее

Среднее специальное

Высшее

Непедагогическое

Педагогическое

Непедагогическое

Педагогическое

 

3%

 

15%

82%

    Квалификационная категория:

Первая

Высшая

30%

41%

 

Из них  течение последнего года аттестовано 15 человек, из них на первую квалификационную категорию – 11 человек, на высшую квалификационную категорию – 4 человека.

Педагогический стаж:

до 5 лет

до 10

до 15

свыше 20

10%

23%

26%

41%

            В коллективе сотрудников:
-  5 кандидатов  наук,
- 1  заслуженный учитель РФ,

- 10 почетных работников общего образования и отличников народного просвещения,

- 6 человек награждены почетными грамота миминистерства образования и науки Российской Федерации. 

Стабильность педагогического коллектива:

Стаж работы

До 5 лет

До 10 лет

До 15 лет

Свыше 20 лет

Количество

           19%

37%

35%

9%

Кадровый состав педагогических сотрудников в целом обеспечивает успешную организацию и осуществление образовательно-воспитательного процесса Центра по всем направлениям образовательных программ.

 

Система повышения квалификации педагогических сотрудников Центра включает

          - психолого-педагогическое консультирование;

         - открытые занятия;

         - мастер-классы наиболее опытных педагогов;

         - проблемный семинар «Диалоги о воспитании»;

         - открытые заседания методического совета;

         - творческие папки педагогов;

         - повышение квалификации различного уровня (курсы внутри Центра, областные проблемные семинары организованные Центром, курсы проводимые СарИПКиПРО, курсы и семинары  федерального уровня).

Доля педагогов ГБОУ СОДОД «ОЦДОдД «Поиск», прошедших курсы повышения квалификации и получивших дополнительное  профессиональное образование в течение последних 5 лет составляет 100% (без учета вновь принятых педагогов).

 Профессиональную переподготовку на базе НОУ ДПО «Балаковский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации  прошли 10 человек

ФИО

специальность

1

Бельская Н.В.

Образование и педагогика

2

Горшкова Н.А.

Образование и педагогика

3

Горшкова А.В.

Образование и педагогика

4

Дмитриев Г.М.

Образование и педагогика

5

Живодерова Ю.А.

Образование и педагогика

6

Леонтьева Н.С.

Образование и педагогика

7

Макеева Е.М.

Образование и педагогика

8

Самылкина А.В.

Образование и педагогика

9

Дрозденко Е.В.

Менеджер гос. и муниципальное управление

10

Мондагалиева Ж.Н.

Менеджер гос. и муниципальное управление

 

Курсы повышения квалификации ГАОУ ДПО СОИРО успешно закончила  Сычёва Е.А.

В 5 педагогических вёбинарах приняли участие –25 человек, в областных семинарах – 38 человек

8 человек стали участниками Областной научно-практической конференции «Интеграция общего и дополнительного образования»

Популяризация педагогического опыта.

Свой педагогический опыт представили:

ФИО

Мероприятие

дата

тема

1

Алехина Н.В.

Областная научно-практическая конференция «Интеграция общего и дополнительного образования»

11.11.

«Организация региональных соревнований по техническим видам спорта как фактор развития детского и молодёжного технического творчества»

2

Дрозденко Е.В.

«Социальное партнерство как условие развития детского и молодёжного технического творчества»

3

Дмитриев Г.М.

«Из опыта работы детской судомодельной лаборатории»

4

Журавлев А.Н.

Областной семинар «Техническое и учебно-исследовательское творчество в системе дополнительного образования детей»

5.12

«Соревнования по робототехнике среди школьников»

В сетевых сообществах опубликовано 8  методических материалов,

3 педагога создали персональные сайты.

В 2014 году были аттестованы на первую квалификационную категорию 3 человека, на высшую квалификационную категорию 3  человекf

ФИО

должность

Квалифиционная категория

1

Восколович О.Ю.

педагог дополнительного образования

первая

2

Фадеева  М.А.

педагог дополнительного образования

первая

3

Лаврищева Т.С.

педагог дополнительного образования

первая

4

Горшкова Н.А.

педагог дополнительного образования

высшая

5

Лысенко Е.В.

педагог дополнительного образования

высшая

6

Дрозденко Е.В.

педагог-психолог

высшая

 

Сотрудники Центра регулярно приглашаются для работы в качестве экспертов в состав жюри конкурсов различных уровней, принимают участие в  творческих встречах, конференциях, семинарах, проводят открытые уроки, мастер-классы, публикуют материалы в научно-методических сборниках и в сети интернет, участвуют в мероприятиях Международного, Всероссийского и регионального уровня. Зам. директора по методической работе Дрозденко Е.В. является секретарем экспертной группы по воспитательной работе при главной аттестационной комиссии министерства образования Саратовской области.

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Выводы:

1.Деятельность ГБОУ СОДОД ОЦДОдД «Поиск» организована в соответствии с целями и задачами, поставленными перед педагогическим коллективом.     

2. В Центре продолжается работа по совершенствованию системы управления, сохранению кадрового состава.

3. В учреждении работает творческий коллектив педагогов, адаптированный к созданным условиям работы.

4. Качество образовательно-воспитательного  процесса обеспечивает  условия для творческой самореализации и саморазвития, успешной социализации и формирования навыков здорового образа жизни детей через:

-       работу  разнопрофильных детских объединений возраста;

-       достаточное программное обеспечение образовательного процесса;

-       большой выбор воспитательных дел.

5. Учащиеся Центра демонстрируют высокий  уровень достижений в региональных и Всероссийских конкурсных мероприятиях.

  6. В Центре создана  система повышения профессионального мастерства, обеспечены условия для распространения и обобщения педагогического опыта педагогов дополнительного образования.

7. Продолжается работа по совершенствованию программного обеспечения образовательного процесса,  системы контроля, мониторинга результатов образовательной деятельности, работы с родителями, укреплению материально-технической базы учреждения.

8. Деятельность Центра востребована и положительно оценивается в социуме, пропагандируется  в средствах массовой информации.

Однако необходимо отметить:

1.Недостаточный процент детских объединений технической и естественно-научной направленностей.

2.Недостаточное использование современных информационных и медиа-технологий в работе детских объединений социально-педагогической и художественной направленностей.

3. Необходимость совершенствования содержания дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в детских творческих объединениях.

4.Недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса в детских объединениях туристско-краеведческой направленности.

 Предложения:

1. Продолжить работу по сохранению кадрового состава через создание      оптимальных условий для работы, совершенствованию системы управления учреждением, контроля.

2. Совершенствовать образовательную программу Центра на основе апробации новых форм учебной и воспитательной работы.

3. Расширить спектр дополнительных образовательных услуг социуму, в том числе через увеличение числа программ технической и естественно-научной направленностей.

4. Продолжить совершенствование системы  профессионального мастерства педагогов на основе изучения их интересов и потребностей.

5. Продолжить практику вовлечения родителей, предприятий, ведомств к организации образовательного процесса на основе социального партнерства.

6. Продолжить укрепление материально-технической базы Центра.