Министерство образования Саратовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Областной центр дополнительного образования для детей

«Поиск»

 

 

 

 

 

 

 

«Формы и методы работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей»

 

 

 

 

Выполнил:

 методист отдела художественно-эстетического творчества

ГБОУ  СОДОД   ОЦДОдД  «Поиск»

Наталья Михайловна Цветкова

 

 

 

 

 

Саратов

2014

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее важных направлений совершенствования системы российского образования является раннее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей, создание благоприятных условий их всестороннего развития, т.к. именно такие дети впоследствии обеспечат интенсивное развитие  нашего общества. В новом Законе об образовании, в Федеральной программе «Одаренные дети»  это направление педагогической деятельности признано одним из приоритетных.

На сегодняшний день складываются наиболее благоприятные социальные условия, которые позволяют поставить и успешно решать проблему развития одаренных детей на основе современных знаний о природе развития одаренности, разработки психологических средств  стимулирования и помощи одаренным и талантливым детям.

Э. Фромм говорил: «…самые прекрасные и самые уродливые наклонности ребенка не вытекают из биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности».

Поэтому для правильного формирования личности ребенка необходимо создание оптимальных условий развития его личностного потенциала, разработка специальных педагогических и психологических подходов, эффективных методов обучения и воспитания, а также подготовка квалифицированных специалистов. Что касается учащихся с незаурядными признаками отдельных способностей, учащихся со скрытой формой одаренности, творчески одаренных, то можно констатировать, что общеобразовательная  школа  сегодня, в силу ограниченности учебного плана, недостаточного разнообразия учебных программ, которые бы соответствовали вариативности, нестандартности интересов учеников, их широте и глубине, не способна создать условия для одаренных, способных, талантливых учеников.

В связи с этим особое место в реализации данного направления занимает система дополнительного образования детей, которая способна предоставить обучающемуся гораздо больший спектр деятельности, по сравнению со школой – это  удовлетворение индивидуальных личностных потребностей ребенка,  обогащение и раскрытие более широких горизонтов по применению своих способностей.

В рамках системы дополнительного образования возможно создание не только внутренних моделей поддержки данной категории детей, но и внешних моделей интеграции со школой по проблемам подготовки педагогов, развития разнообразных интересов обучающихся, удовлетворения социальных запросов учеников и родителей в аспекте индивидуальной траектории развития личности ребенка.

На сегодняшний день в дополнительном образовании наработан большой опыт по работе с детьми с интеллектуальным и академическим видом одаренности. По мнению Б. Теплова существует две зоны развития личности: зона актуального развития и зона  ближайшего развития личности ребенка. Одаренный ребенок характеризуется достаточно быстрым переходом из зоны актуального в зону ближайшего развития.

 Рассматривая проблему социальной адаптации одаренных детей  мы не раз задумываемся: «А кто они такие – одаренные дети?» Их уникальные способности порой трудно разглядеть, т.к. довольно часто таланты скрываются за непослушанием, непоседливостью, невнимательностью.

С психологической точки зрения важно различать одаренность явную и скрытую, пока не проявившую себя в учебной и трудовой деятельности, но существующую как потенциальная перспектива развития способностей.       По данным Е.Торренса, примерно 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость - дети со скрытой одаренностью. Все знают о более чем скромных успехах в школе и университете А. Энштейна, Ч. Дарвина,            У. Черчиля,  выдающегося  танцора Махмуда Эсамбаева.  Этим людям случай и огромное трудолюбие помоги  явить миру свою гениальность.

Поэтому современным педагогам необходимо научиться определять одаренность, различать ее формы, виды, особенности одаренных детей, владеть знаниями о причинах, мешающих развитию их способностей, а также о проблемах социальной адаптации, чтобы успешно осуществлять деятельность по раскрытию и развитию способностей одаренных детей.

 

Цель  данной работы  -  охарактеризовать основные формы и методы работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей.    

 

Задачи:

1.     Дать определение понятию «одаренность».

2.     Выявить и проанализировать социально-психологические аспекты работы с одаренными детьми.

3.     Отразить проблемы, связанные с детской одаренностью.

4.     Дать характеристику шести основным сферам одаренности детей.

5.     Указать пути решения проблем социальной адаптации одаренных детей.

6.     Показать особенности обучения и воспитания одаренных детей в учреждениях дополнительного образования.

7.     Определить основные требования, предъявляемые к педагогам, работающим с одаренными детьми.

 

Данная работа построена на основе метода анализа отечественного и зарубежного опыта работы с одаренными детьми.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

 

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой  образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как социально – психологическое явление, а на проблему его происхождения. Основными видами одаренности долгое время было принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.

Выявлением одаренных детей занимаются специалисты различных областей. Разработка методов определения способностей и одаренности в педагогике была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей обучающихся. Многое здесь основывалось на допущении, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. Фундаментальные исследования некоторых специалистов в области педагогики и психологии привели к тому, что интеллект стал рассматриваться как главный показатель одаренности. В течение многих лет он служил, по сути, рабочим определением одаренности.

         В 90-е годы прошлого века рабочим определением одаренности и талантливости стала формула, предложенная отделом образования США, которая признает, что индивид может отличаться функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей:

-         интеллектуальной

-         академической

-         области творческого или продуктивного мышления

-         художественной деятельности

-         в сфере общения и лидерства.

Такое широкое определение явилось полезным в качестве основы для разработки методов поиска и выявления одаренных и талантливых детей.

Однако итальянец  Дж. Рензулли выступил с критикой данного определения и предложил альтернативное определение одаренности, основанное на свойствах, отмеченных в одаренных взрослых.  По его мнению одаренность является результатом сочетания трех составляющих:

1.     интеллектуальные способности, превышающие средний уровень;

2.     творческий подход;

3.     настойчивость.

Если эти характеристики или их сочетание подвержены изменениям, то, вероятно, что опыт раннего обучения может оказать какое-то благотворительное влияние на проявление одаренности и у взрослого человека и имеет большое значение для развития одаренности.

В процессе изучения одаренных детей становится ясно,  что одаренность - это не только дар, но и испытание для ребенка, а одаренный ученик - это испытание и  для педагога  -  это тот краеугольный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.

Кто такой одаренный ребенок?  Что такое детская одаренность в общем? На данный момент ни педагогика, ни психология не могут дать однозначного ответа на эти вопросы. Трудности связаны и с выявлением одаренных детей и с разработкой программ их индивидуального обучения и воспитания. Многие проблемы могут быть решены за счет нахождения жестких критериев одаренности. Поэтому цель данного раздела – выявить основные социально – психологические черты одаренного ребенка.

Какие же характерные черты отличают одаренного ребенка от обыкновенного, по мнению отечественных и зарубежных исследователей.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук   Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего возраста выдвинули   Д. Узнадзе,    А. Запорожец,  А. Матюшкин.  Огромную  работу,  как  теоретик проделал       В.  Моляко.  Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление.

Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов:  Дж. Гилфорд,  Дж. Галлаир,  Дж. Рензулли,  Е. Торренс.  Однако доступ к трудам этих авторов, к сожалению, сильно ограничен. Поэтому, в изучении данного вопроса, приходится больше опираться на таких таких представителей русской, советской психологии как Б.Теплов,  С. Рубенштейн и др. И, наконец, можно отметить великолепную исследовательскую работу доктора психологических наук Ю. Гильбуха. Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможности для проявления индивидуальности ребенка.

Длительное время в психологических исследованиях и в практической работе с одаренными детьми  господствовал так называемый однофакторный подход к анализу одаренности. Центральное внимание уделялось интеллектуальным процессам. Оценка одаренности базировалась на единственном критерии, основанном на получении количественного показателя "коэффициента интеллекта". Для этих целей применялись специальные тесты. Одаренными назывались дети с высоким уровнем интеллектуального развития, которые рассматривались как своеобразная "интеллектуальная элита" общества. Предполагалось, что одаренность как некое внутреннее качество человека может проявляться без специального вмешательства извне. Поэтому основное внимание уделялось диагностике одаренности с помощью тестов, проблемы развития способностей при этом отступали на второй план. Создаваемые диагностические процедуры ориентировались на решение задач школьного обучения, а соответствующие заключения, как правило, носили авторитарный характер: ребенок получал один из двух возможных "ярлыков": одаренный или неодаренный.

Более половины века тому назад Л. Выготский подверг резкой критике однофакторный подход к одаренности, справедливо указав на существование качественно разнородных ее видов. По сути, была провозглашена новая парадигма, обосновывающая необходимость перехода от "диагностики отбора" к диагностике развития одаренности. Эту точку зрения разделяли многие прогрессивные психологи, однако однофакторный подход по-прежнему занимал господствующее положение.

Определенные позитивные изменения наметились лишь в последнее десятилетие. Перечислим некоторые основные характеристики нового подхода к анализу одаренности, отличающие его от традиционного, однофакторного.

1. Высокий уровень интеллектуального развития не рассматривается как основной признак одаренности. Признается, что выдающиеся достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта. Отмечается важная роль эмоционально-мотивационных факторов, творческих способностей, личностных особенностей, социальных условий и т.п.

2. Вместо традиционных тестов и чисто количественных оценок уровня развития способностей предлагается глубокий качественный анализ различных проявлений одаренности, ее отличительных особенностей, характерных для данного ребенка (т.е. изучается индивидуальный путь развития).

3. Диагностика одаренности проводится не в узкой зоне, связанной с задачами школьного обучения, а в широком пространстве различных видов деятельности, в которых могут проявиться способности ребенка.

4. Поскольку на первый план выдвигается проблема развития одаренности, психологическое обследование ребенка заканчивается не авторитарным диагнозом, а развернутыми психологическими консультациями для самих детей, их родителей и педагогов.

Это подразумевает создание новых специальных методов диагностики развития. В разработанной в нашей стране «Рабочей концепции одаренности» были выделены следующие критерии ее видов: практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная, которые обеспечиваются тремя главными психическими сферами: интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. Каждая из этих сфер характеризуется разными уровнями психической организации. Например, в эмоциональной сфере различаются уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания.

В соответствии с описанной схемой выделяются различные по своему содержанию виды одаренности, так, в художественно-эстетической деятельности следует различать изобразительную, музыкальную, литературно-поэтическую, хореографическую, актерскую и др.

Далеко не все виды одаренности в одинаковой степени учитываются в образовательном процессе. Например, в общеобразовательных школах неоправданно мало внимания уделяется психомоторной одаренности, развитию способностей в сфере общения, т.е. социальной одаренности. Эти виды одаренности могут реализовываться в рамках дополнительного образования.

Также различают общую и специальную одаренность. Общая одаренность проявляется в разных видах деятельности, обеспечивая их успешность, в то время как специальная одаренность обнаруживает себя в более узком диапазоне и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (например, только в математике).

             Особенности возрастного развития позволяют говорить о ранних и поздних проявлениях одаренности. В ряде случаев одаренность может представлять собой лишь возрастной феномен. Ребенок, поражающий нас своим ранним развитием, с возрастом может утратить эго преимущество. Хорошо известно, что далеко не все вундеркинды взрослея, превращаются в выдающихся людей. Нередко развитие одаренности бывает, напротив, весьма замедленным и поэтому менее заметным окружающим.

По критерию "степень сформированности одаренности" следует различать актуальную и потенциальную одаренность. Наличие актуальной одаренности означает, что достигнутый ребенком уровень психического развития уже сейчас позволяет ему добиваться высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с его сверстниками пли даже с взрослыми. Потенциальная одаренность - это лишь своеобразное «обещание на будущее».

Определенные психические возможности ребенка позволяют опытному педагогу прогнозировать будущие высокие достижения в каком-либо виде деятельности обучающегося. Способности ребенка еще не сформированы в должной мере, а его достижения на данном этапе развития не только не являются исключительными, но могут даже отставать от нормативных. Для развития потенциальных возможностей требуются благоприятные условия  и  помощь со стороны взрослых,  в  противном случае потенциал останется не реализованным. 

На необходимость выделения потенциальной одаренности указывали многие исследователи. Процесс раскрытия потенциала может занимать длительный период. К. Юнг отмечал, что такую одаренность чрезвычайно сложно распознать, а попытки сделать это лишь на основании отдельных признаков часто приводят к серьезным ошибкам. Выявление потенциальной одаренности представляет собой очень сложную задачу, поскольку речь идет еще о несформировавшейся системе способностей. Для ее решения необходимы новые методы выявления, обучения и развития одаренных детей.

Круг подлинно одаренных детей, составляющих главный интеллектуальный потенциал общества, отличается крайней немногочисленностью. Исследователи считают, что одной из основных проблем поиска таких детей, является не столько несовершенство психометрических свойств оценочного аппарата, сколько сложный характер самого понятия одаренности, не имеющей таких характерных признаков, как, например, цвет глаз или рост. Одаренность следует понимать как качество, которое возникает в контексте «человек-среда».

Интенсивность и качество взаимодействия между личностью и окружением определяет характер одаренности. Учет этого обстоятельства облегчит выявление одаренных детей. Одаренный человек может достичь полноценной реализации только через интеграцию восприятия, мышления, эмоций и других функций.

Педагогам  дополнительного образования необходимо уметь выявлять одаренных детей среди общей массы обучающихся. В этом им помогут перечисленные ниже шесть областей или сфер одаренности, характеризующие способности большей части одаренных детей:

1.     Интеллектуальная сфера

2.     Сфера академических достижений

3.     Творчество (креативность)

4.     Общение и лидерство

5.     Сфера художественной деятельности

6.     Двигательная сфера.

Интеллектуальная сфера.

-         ребенок отличается остротой мышления;

-         наблюдательностью и исключительной памятью;

-         проявляет выраженную и разностороннюю любознательность;

-         часто с головой уходит в то или иное занятие;

-         охотно и легко учиться;

-         хорошо излагает свои мысли;

-         обладает способностью практического приложения знаний;

-         знает больше, чем сверстники;

-         обладает исключительными способности в решении различных задач.

Сфера академических достижений.

Литература:

-         ребенок часто выбирает своим занятием чтение;

-         использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры;

-         подолгу сохраняет внимание;

-         обладает хорошей памятью прочитанного материала.

Математика:

-         проявляет большой интерес к вычислениям;

-         проявляет необычное для своего возраста понимание математических задач;

-         демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов;

-         с легкостью выполняет операции сложения и вычитания;

-         часто применяет математические знания и понятия в процессе занятий, не имеющих отношение к математике.

Естествознание:

-         внимателен к предметам и явлениям;

-         проявляет  исключительную способность к классификации;

-         подолгу сохраняет внимание к предметам, связанными с естествознанием и природой;

-         часто задает вопросы о функциях предметов;

-         проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;

-         демонстрирует превосходное понимание причинно-следственных связей;

-         хорошо схватывает абстрактные понятия.

Творчество (креативность).

-         ребенок пытлив и любознателен;

-         способен с головой уходить в интересующее его занятие;

-         демонстрирует высокую продуктивность;

-         часто делает все по-своему, независим;

-         изобретателен в играх;

-         высказывает различные суждения по поводу конкретной ситуации;

-         склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

Общение и лидерство.

-         ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям;

-         в окружении посторонних людей, сохраняет уверенность в себе;

-         имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;

-         с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;

-         генерирует идеи;

-         в общении со сверстниками проявляет инициативу;

-         принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;

-         другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

Сфера художественной деятельности

Изобразительное искусство:

-       проявляет интерес к визуальной информации;

-       в мельчайших деталях запоминает увиденное;

-       проводит много времени за рисованием и лепкой;

-       серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие;

-       оригинально использует средства художественной выразительности;

-       экспериментирует с использованием нетрадиционных материалов;

-       его произведения состоят из множества деталей;

-       работы отличает отменная композиция, правильное цветовое решение;

         -  его работы оригинальны и индивидуальны.

Музыка:

-         обладает абсолютным слухом и голосом;

-         чутко реагирует на характер и настроение музыки;

-         легко повторяет любые ритмические рисунки;

-         узнает знакомые мелодии по первым звукам;

-         с удовольствием подпевает;

-         определяет высоту нот.

Двигательная сфера.

-         проявляет большой интерес к деятельности, требующей точной моторики;

-         обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

-         обладает широким диапазоном движения от медленного к быстрому, от плавного к резкому;

-         прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;

-         прекрасно владеет телом при маневрировании: стартуя, останавливаясь, меняя направление движения;

-         демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.

Обобщая, можно сказать, что в целом одаренные дети обладают преимуществами почти по всем параметрам развития.

 

Одаренные дети в целом:

-         более здоровые, чем средний ребенок;

-         они легче учатся и лучше усваивают материал;

-         период концентрации внимания у них больше;

-         словарный запас шире;

-         они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению;

-         сопротивляются конформизму и строгой дисциплине;

-         склонны к соревновательности  и  независимости;

-         отличаются высокими социальными идеалами;

-         любознательны, изобретательны, упорны;

-         более предрасположены к творчеству;

-         более чутки к настроениям окружающих;

-         обладают повышенным чувством юмора;

-         острее реагируют на несправедливость.

В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети не только достигают уровня, характерного для более старшего возраста, но и сам процесс их развития и результаты их деятельности имеют уникальный характер.

 

У одаренных детей возникают некоторые проблемы с социальной адаптацией, которые необходимо учитывать при составлении дополнительных образовательных программ для таких детей, а также при взаимодействии с такими детьми.

Зачастую одаренные дети ведут себя настолько неадекватно, что за их плохим поведением незаметны их выдающиеся способности. Острое реагирование на действия взрослых, проявление негативизма, осознанное неадекватное поведение  являются следствием неверного подхода к ним со стороны  взрослых.

Перечислим  ряд  проблем,  возникающих при взаимодействии с одаренными детьми:

 

1. Неприязнь к школе – появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2.Игровые интересы – одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность – одаренные дети, отвергая стандартные требования не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

4. Погружение в философские проблемы - для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, загробная жизнь, религиозные требования и философские проблемы в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.

5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием - одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, т.к. они уступают последним в физическом развитии.

 

Список проблем адаптации одаренных детей сформулировал Уитмор, изучая причины уязвимости одаренных детей, он привел следующие факторы:

1.Стремление к совершенству -  для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня.

2.Ощущение неудовлетворенности  -  такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

3.Нереалистические цели  - одаренные дети часто ставят перед собой завышенные  цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

4.Сверхчувствительность  -  поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия к себе окружающими. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5.Потребность  во внимании взрослых  - в силу природной любознательности одаренные дети  нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.

6.Нетерпимость  -  одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Поэтому знания проявлений одаренности, знание проблем социальной адаптации одаренных детей, знание особенностей таких детей, помогут педагогам различать явную и скрытую формы одаренных детей и строить педагогический процесс, раскрывая способности личности, подбирая нужные методы работы с ними.

 

ГЛАВА II

 

Одной из приоритетных задач дополнительного образования является всестороннее развитие творчества детей, поэтому особое место в этой системе отводится развитию художественной, практической, социальной одаренности у детей.

Для этих целей применяются следующие методы обучения и воспитания.

1.Метод ускоренного обучения.

Вопросы темпа обучения являются предметом давних до сих пор не утихающих споров как среди ученых-психологов так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных обучающихся, другие считают что установка на ускорение — односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, т.к. не учитываются их потребность в общении со сверстниками. Следует отметить, что ускорение возможно только за счет изменения скорости обучения, а не содержания того чему учат.

Одной из бросающихся в глаза особенностей интеллектуально одаренных детей является их раннее речевое развитие. В силу разных причин эти дети понимают большее количество слов и понятий. Отсюда быстрота в схватывании сущности смысла.  Такие обучающиеся способны усваивать учебную программу с большей скоростью.

Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию. Быстрое схватывание, великолепное запоминание информации, независимость суждений, под влиянием уже освоенной скучной учебной программы тратятся в холостую. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих сверстников и начинает выполнять задания по качеству и количеству как у всех.                    У невнимательного педагога такой ребенок может надолго задержаться в своем развитии. Остуда проблема в подготовке педагогов, способных выявлять и поддержать одаренных детей, подтолкнуть их к дальнейшему развитию.

Многолетние исследования, проведенные рядом ученых, показали что ускорение способствует развитию интеллекта и обычно не наносит вреда в сфере общения. При правильно проводимом ускорении отрицательные последствия редки. Это не исключает отдельных случаев, когда нагрузка становится непомерно большой, не соответствует ни способностям,  ни физическому состоянию ребенка. Поэтому разработаны основные требования к образовательным программам с использованием ускорения:

- обучающиеся должны быть определенно заинтересованы в ускорении;

- должны демонстрировать явный интерес в той сфере;

- дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

- необходимо согласие родителей.

Существует несколько организационных форм ускорения: раннее поступление в коллектив; занятия в более старшей группе.

Оптимальный результат достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. 

 

Для достижения максимальных результатов необходимо сочетание двух основных методов: ускорения и обогащения.

 

2. Метод обогащения в обучении.

Стратегия обогащения в обучении одаренных детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении сохраняется у большинства современных специалистов.

Суть этого метода заключается в том, что одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным занятиям, что способствует развитию мышления, креативности,  умению работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний, и развитие инструментария получения знаний.

Важное значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов обучающихся. Здесь находят свое отражение основные психологические подходы к применению интеллекта и познавательной деятельности.

Обогащение обучения может быть специально направленно на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм, синектика  и др. Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегративным программам. Корректирующие программы создаются для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы. В них используются такие виды упражнений как ролевой тренинг, тренинг сензитивности, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты.

Американский педагог Дороти Сиск полагает, что обсуждение жизненных ценностей важно для одаренных детей из-за их высокоразвитых умений рассуждать, повышенной чувствительности к несправедливости и противоречиям.

Поэтому программы,  в которых сочетаются эмоциональные и познавательные стороны  весьма желательные для таких детей.

 

Формы работы с одаренными детьми.

 

В учреждениях дополнительного образования существуют две формы работы с одаренными детьми: групповая  форма  и  индивидуальное руководство. Групповая форма подразумевает работу с детьми  по интересам. Индивидуальное руководство особенно необходимо детям с высоким интеллектом и с необычными запросами, которые трудно удовлетворить в условиях школьного обучения. Педагоги могут периодически работать с малой группой или одним обучающимся на протяжении определенного времени.

Такой метод работы приводит «к учению с увлечением» и дает обучающимся не только знания и умения, но и способствует формированию положительного «образа Я», адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству, умений социального взаимодействия. Помогает устанавливать длительные, дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Обучающиеся учатся учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны.

 

Требования к педагогам, работающим с одаренными детьми.

 

Неподготовленные педагоги часто не способны выявить одаренных детей, они не знают их особенностей и равнодушны к их проблемам, потому что просто не могут их понять.

Таким образом, встает проблема подготовки педагогов для работы с одаренными детьми. Как показали исследования, именно одаренные дети больше всего нуждаются в «своем» учителе.

Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три основных типа педагогов для работы с одаренными детьми:

1. Педагог, создающий атмосферу эмоциональной увлеченности, пробуждающий интерес к предмету;

2. Педагог, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;

3. Педагог, выводящий обучающегося на более высокий профессиональный уровень.

Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.

Подготовленные педагоги отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. На своих занятиях они используют методы более подходящие для одаренных детей  -  ориентируют детей на творчество, способствуют самостоятельной работе обучающихся, стимулируют их сложные познавательные процессы.

Межличностные общения, способствующие оптимальному развитию одаренных детей, должны носить характер помощи, поддержки. Цель педагога  - помочь проявлению и развитию способностей обучающегося, оказать ему поддержку и помощь.

По мнению исследователей, поведение педагога в процессе обучения и воспитания одаренных детей  должно отвечать следующим характеристикам:  педагог разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу на занятиях; предоставляет обучающимся обратную связь; использует  различные стратегии, обучения; уважает личность, способствует формированию положительной самооценки; уважает его ценности, поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к его индивидуальности.

Дополнительное образование детей – составная часть общего образования. При этом дополнительное образование  становится не только средством развития личности, ее социальной адаптации, но и особым типом образования, являющимся процессом всестороннего развития личности ребенка, несущего в себе ряд специфических черт, недоступных или малодоступных школьному образованию.

Вопросы развития детей с повышенной способностью к обучению не следует выделять в отдельную проблему, потому что все дети обладают творческим началом к развитию своих способностей. Очень редко встречаются люди, одаренные односторонне, еще реже совсем бездарные. Задача педагогов дополнительного образования – выявить дар, помочь ему развиться, создавая для этого все условия, не загасить природные способности ребенка догматическими методами обучения.  Ученые выявили четыре основные причины несоответствия между конкретными достижениями и реализацией потенциальных способностей детей.

Первая причина   связана с медицинскими физическими отклонениями детей.

Вторая причина, мешающая реализации способностей - плохое преподавание, не отвечающие требованиям одаренных детей учебные программы.

Третья причина имеет социальные корни  -  в семьях с низким уровнем жизни, дети неспособны оценить значение образования.

Четвертая причина - это психологические предпосылки, мешающие реализации детской одаренности, их корни зачастую закладываются в семье.

Каждый конкретный случай, конечно, требует индивидуального рассмотрения, но можно назвать и несколько общих факторов, таких как:

-         негативное отношение к школе и к учебе;

-         сложные отношения с родителями;

-         подверженность колебаниям настроения, депрессии, противоречия;

-         низкая самооценка;

-         тенденция к перекладыванию своей  вины на других;

-         склонность к фантазированию;

-         плохие межличностные отношения;

-         недостаток настойчивости;

-         скука;

-         отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия;

-         недостаток лидерских способностей;

-         эмоциональная неуравновешенность;

-         тенденция критиковать других;

-         нереалистические цели.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы рассмотрели и проанализировали формы и методы работы с одаренными детьми, социально – психологические аспекты их обучения и воспитания, отобразили проблемы, связанные с социальной адаптацией одаренных детей, определили критерии педагога, работающего с одаренными детьми. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Выбирая интересное для обучающихся направление деятельности, в процессе совместных занятий, осуществляется реализация скрытых и явных способностей ребенка, происходит его приобщение к общечеловеческим ценностям, возведение основ его личностной культуры.

Учреждения дополнительного образования должны помочь любому ребенку в преодолении негативного отношения к обучению, поднятию его личностной самооценки,  предоставить ребенку гораздо больший спектр деятельности, по сравнению со школой, оказать помощь в удовлетворении индивидуальных потребностей в общении, обучении,  способствовать раскрытию более широких горизонтов по применению своих способностей.

Педагоги дополнительного образования должны знать причины несоответствия между конкретными достижениями и реализацией потенциальных способностей и строить процесс взаимодействия с обучающимися, учитывая вышеперечисленные общие факторы, мешающие развитию  этих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.А.М. Матюшкин  «Загадки одаренности», Москва, Просвещение -1993г.;

2. Н.С.Лейтес «Умственные способности детей» Москва, Педагогика - 1971г.;

3. М. Карне «Одаренные дети», перевод с английского. Общая редакция – Москва, 3нание- 1994г;

4. «Одаренный ребенок» под редакцией Дьяченко Москва – 1997г;

5. Ю.З.Гильбух Ю. З. «Внимание: одаренные дети» Москва, Знание -1991г.;

6 .Е.К. Бозюн «Социально-психологические аспекты работы с одаренными детьми», - Дополнительное образование №12 - 2005 г.

7.Заболоцкая И.А. «Опыт работы с одаренными детьми», -  Дополнительное образование № 9 – 2007г.;

8.Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ.ред. Г.В. Буменской и В.М. Слуцкого; Предисл.В.М.Слуцкого  Москва,  Прогресс  -  1991г.

9.А.В.Хуторской «Развитие одаренности школьников»   Пособие для учителя Москва, ВЛАДОС  -  2000г.