1. Пояснительная записка.

Автор: Крылова Светлана Григорьевна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОДОД «Областной центр дополнительного образования для детей «Поиск» г.Саратова

Полное название образовательного учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования  для детей «Поиск»

Название дидактической игры: Интерактивная игра по русскому языку  «Лабиринты Лингвистики»

Возрастная группа: учащиеся 5-7 классов

 

Цель игры: привитие интереса к изучению русского языка

Задачи игры:

- совершенствовать общеязыковые навыки учащихся по грамматике  русского языка;

- расширять словарный  запас учащихся;  

- развивать логическое мышление, устную монологическую речь учащихся, ораторские спсообности;

- развивать умение работать в команде;

- воспитывать любовь к русскому языку.

 

Используемое оборудование: маршрутная карта (нарисованный лабиринт с цифрами, соответствующими количеству заданий), бумага, ручки, сигнальный флажок.

Содержание игры: в ходе интерактивной  игры по русскому языку «Лабиринты Лингвистики» двум командам  предстоит выполнить задания одиннадцати этапов, двигаясь по маршрутному листу. За каждый этап участникам начисляются очки. За каждое верно выполненное задание (с 1 по 10)  начисляется 1 балл, за 11 задание максимальное количество баллов – 3.  Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Методические рекомендации по реализации игры.  Педагогу заранее необходимо подготовить задания для каждого из этапов. Следует учесть, что выполняются задания командами параллельно, итоги подводятся жюри после каждого этапа.

 

 

2. Материалы для реализации игры.

 

«Лабиринт — мир. Кто поймает конец нити от клубка,

тот пройдет лабиринт и выйдет к свету». (И. В. Гете)

Сценарий игры

1.    Вступительное слово ведущего.

Добрый день,  ценители и знатоки русского языка.  Сегодня  на игру  собрались те, для кого изучение русского языка является увлекательным путешествием в мир Лингвистики.  Правила игры просты: командам предстоит выбраться из лингвистического лабиринта, выполнив определённые задания. По мере выполнения заданий от пункта к пункту на маршрутных картах команд будет передвигаться сигнальный флажок, так что, дойдя до цифры 11, вы найдёте выход из лабиринта. Итак, вперёд! Оценивать  ответы команд и подводить итоги будет жюри (представление членов жюри).

2.    Выполнение заданий.

Задание 1 «Ох уж эти паронимы!» (разминка). Команды по очереди подбирают паронимы к предложенным им словам.

«Лингвисты»

«Филологи»

1.     Ледяной (ледовый)

2.     Длинный (длительный)

3.    Опечатка (отпечаток)

4.    Орудие (оружие)

5.     Контингент (континент)

6.     Жёсткий (жестокий)

7.     Эффектный (эффективный)

8.     Скрытый (скрытный)

1.     Эффектный (эффективный)

2.    Мелочный (мелкий)

3.     Абонемент (абонент)

4.     Дождевой (дождливый)

5.     Юмореска (юмористка)

6.     Надеть (одеть)

7.     Человечный (человеческий)

8.     Поступок (проступок)

 

Задание 2 «Русская сокровищница»: соединить начало пословицы с её второй частью.

Команда «Лингвисты»

1.Кто мало говорит

язык не отсохнет

2.Не та хозяйка, которая говорит

от своего языка гибнет

3.От приветливых слов

работает и на хозяина, и на гостей

4.Всякая сорока

а та, которая щи варит

5.Язык без костей

тот больше делает

 

 

Команда «Филологи»

1.Остёр на язык

а язык – на семи

2.На словах так и сяк

а рукам воли не давай

3.Языком  что хочешь говори

кабы сам не сболтал

4.Держи собаку на цепи

а на деле никак

5.Никто бы про тебя не знал

а к делу не привык

 

Задание 3 «Нить Ариадны»: двигаясь по лабиринту, расшифровать слово, напичать, что оно обозначает и привести примеры (1 – омографы, 2 – омоформы).

Задание 4 «Дальше, дальше, дальше…»: сначала на вопросы отвечает первая команда, затем вторая. Если команда не знает ответ, она говорит: «Дальше!»

Команда «Лингвисты»

Команда «Филологи»

1.    Буква,  которая в русском языке всегда находится под ударением? (Ё)

2.    Превратите слово МЕЛ в мелкое место  (мель)

3.    Раздел грамматики, изучающий части речи? (морфология)

4.    Какое числительное связано с фразой «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? (семь)

5.     Причастие имеет признаки прилагательного и … (глагола)

6.     Легион – это сколько?? (пять тысяч)

7.     Какой народ использовал для обозначения чисел буквы (славяне)

8.     Чем отличается сложное предложение от простого? (в нём не менее двух грамматических основ)

9.    Слова с противоположным лексическим значением (антонимы)

10.  Когда в приставках пишется З? (если корень начинается со звонкой согласной)

1.    Какое женское имя состоит из тридцати Я? (Зоя)

2.     Превратите слово УГОЛ в топливо (уголь)

3.     Назовите служебные части речи (Предлоги, союзы, частицы)

4.    Раздел грамматики, изучающий словосочетание (синтаксис)

5.    Каково общее значение имён прилагательных? (признак предмета)

6.     Тьма – это сколько? (тысяча)

7.     Деепричастие имеет признаки глагола и … (наречия)

8.     Какие формы времени есть у причастия? (прошедшее и настоящее)

9.     Как пишутся наречия УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ? (без Ь)

10. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные  по значению (омонимы)

 

 

Задание 5 «В карман за словом»: Из предложенных вариантов лексического значения слов выберите правильный вариант.

«Лингвисты»

«Филологи»

1.БИРДЕКЕЛЬ

А) блюдо итальянской кухни

Б) тёплое течение

В) подставка под кружку

Г) легковой автомобиль

1.БОРСЕТКА

А) порода собак

Б) небольшая мужская сумка

В) маленькая птичка

Г) детская игра

2.ТВИСТ

А) заколка для волос

Б) бутерброд

В) парный танец

Г) инструмент слесаря

2.ПРАЛИНЕ

А) сорт сыра

Б) особая порода овец

В) блюдо французской кухни

Г) десертный ингредиент

3.МАРЦИПАН

А) плетёный шнур

Б) смесь миндаля и сахарного сиропа

В) подкожный жир

Г) африканская змея

3. ФИЗАЛИС

А) анализ произведения

Б) варенье

В) пустыня в Азии

Г) травянистое растение

 

Задание 6 «Словесный конструктор»: Из букв слова СЛОВОТВОРЧЕСТВО составить как можно больше слов – имён существительных в И.п. ед.ч.

Задание 7 «Облако ассоциаций»: составить ассоциативное облако  со словами БУКВА  (команда «Лингвисты») и СЛОВО (команда «Филологи»)

Ассоциативное облако к слову «БУКВА»

 

Ассоциативное облако к слову «СЛОВО»

[1]

 

Задание 8 «Перевёртыши»: определить, верно ли даны толкования слов, если нет, дать правильное лексическое значение.

 

«Лингвисты»

«Филологи»

1.     Поросята записываются весной (Цыплят по осени считают)

1.Начал отдых – сиди тихо (Кончил дело – гуляй смело)

2.     С безделья ты отпустишь всех кальмаров в океан (Без труда не вытащишь и рыбки из пруда)

2. Отдыху место – работе годы (Делу время – потехе час)

3.     Пять десятков обвесь – тринадцать склей (Семь раз отмерь – один отрежь)

3.Трать  пороки стариком (Береги честь смолоду)

4.     Новый враг хуже старых девяти (Старый друг лучше новых двух)

4. Война со злыми животными (Мир не без добрых людей)

5.     И ничего собаке Рождество (Не всё коту Масленица)

5. От одного волка убегать станешь – сразу два тебя догонят (За одним зайцем погонишься – ни одного не поймаешь)

 

Задание 9 «Диктор»: быстро и без запинки прочитать сначала скороговорки, а затем зашифрованные предложения

«Лингвисты»

«Филологи»

1.     Купила бабуся бусы Марусе.

1. Белые бараны били в барабаны.

2.     Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.

2. Валин валенок провалился в прогалинок.

3.     Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

3. Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

 

Задание 10 «Самый зоркий»: в этих фразах спрятаны названия птиц. Найдите их:

«Лингвисты»

«Филологи»

1.     Дон и Волга соединены каналом. (иволга)

1. Топор ёлку рубит. (орёл)

2.     На улице у крыльца плясали и пели. (цапля)

2. Войдя во двор, она окликнула сына. (ворона)

 

Задание 11.  «Самый сообразительный». Разгадайте ребус и прочтите русскую народную пословицу:

 

[2]

(Без труда не вытянешь и рыбку и пруда = Бе-з-тр-уда-не-выт-я-н-еш-ь-и-рыб-ку-изпр-у-да)

Задание 11 «Оратор»: командам предлагается вытянуть одну из напечатанных на листочках тем высказывания и без предварительной подготовки выступить, приводя аргументы.

Темы выступлений:

1.     Береги честь смолоду!

2.     Почему нужно бережно относиться к природе?

3.     Скажем «НЕТ» вредным привычкам.

4.     Как правильно делать комплименты?

5.     Все профессии важны, все профессии нужны.

6.     Ученье – свет, а неученье - тьма.

3.Подведение итогов игры, награждение победителей и призёров.

4. Слово ведущего

Ребята, вы справились со всеми  заданиями и успешно выбрались из  лингвистического лабиринта. Сегодня вы показали свои знания и приобрели новые. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка!

 



[1] http://sociation.org/labs/

[2] http://playroom.com.ru/rebus.php