СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОПЫТ ПЕДАГОГА

Свистун Нина Ивановна

Sni47@mail.ru

ГОУДОД  ОЦДОдД «Поиск»

Фантастические темпы информатизации и компьютеризации современного общества являются неоспоримым фактом сегодняшнего дня. Трудно себе представить какую-либо область человеческой деятельности – научную, производственную, социальную, культурную, которая не была бы в той или иной мере связана с компьютером.

Прочное место занимает компьютер и в сфере образования. Сегодня первостепенной задачей образования является подготовка подрастающего поколения к жизни в современном информационном обществе. Важнейшая составляющая этой подготовки – формирование у школьников  - будущих ученых, специалистов и руководителей – навыков информационной культуры как части общечеловеческой культуры и обучение их современным информационным технологиям.

Существенную роль в этом играет преподавание курса информатики в общеобразовательной школе. Тем не менее, решение вышеобозначенной задачи только в рамках основной программы достаточно проблематично в силу следующих причин:

Ø   Преподавание информатики только с 8-го или 9-го классов в большинстве школ;

Ø   Ограниченное количество часов информатики;

Ø   Недостаточные условия для творческого самовыражения учащихся.

В связи с этим возрастает роль дополнительного образования (объединения УДО и факультативы в общеобразовательных школах), которое по определению призвано создавать  все необходимые условия для раскрытия и реализации лучших индивидуальных качеств учащихся, стимулировать их познание и  творчество.

 «Дополнительное образование представляет собой гармоничное единство познания, творчества и общения детей  и взрослых, в основе которого лежит любознательность, свободный поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни» [1].

Цель настоящей статьи:

Ø   заострить внимание на проблеме поиска методов и форм работы с учащимися групп дополнительного образования;

Ø   поделиться накопленным в этом плане педагогическим опытом и полученными результатами.

Почему я акцентирую внимание на данной проблеме?

Обучение учащихся в рамках дополнительного образования имеет свою специфику:

Ø   Свободный вход учащихся в учебный процесс по мере обращения и при наличии мест в группах в течение учебного года независимо от их возраста и степени подготовленности;

Ø   Разная мотивация у детей к обучению:

v     Познавательная, в основе которой лежит интерес к приобретению знаний и навыков (желание обучиться основам компьютерной грамоты, научиться программировать и получить пользовательские навыки, научиться рисовать на компьютере и т.д.);

v     Социальная, когда учащиеся занятия  в компьютерном классе считают престижными;

v     Профессиональная, когда они связывают свои будущие профессии  с компьютером;

v     Коммуникативная, связанная со стремлением личности к самосовершенствованию и самоутверждению в коллективе;

v     Зачастую, не совсем осознаннаяза компанию с другом или подругой, из любопытства, просто поиграть.

В отличие от основной школы работа с учащимися групп дополнительного образования сопряжена  с рядом проблем, не свойственных работе со стабильными по своему  составу группами. Так уже в начале учебного года группы формируются из разновозрастных учащихся, имеющих разный уровень подготовленности, разные наклонности, потребности  и интересы.

С учетом всего вышеизложенного педагог в целях обеспечения качества учебного процесса и посещаемости занятий помимо освоения непрерывно обновляющихся инструментальных программных средств должен постоянно искать и апробировать на практике разнообразные педагогические методы организации учебно-воспитательного процесса.

А теперь о том, каким мне представляется решение поставленной  проблемы, накопленном педагогическом опыте и полученных  результатах.

На мой взгляд, эффективная организация учебно-воспитательного процесса и стимулирование познания и творчества учащихся невозможна без решения следующих задач:

Ø   Разработка гибкой программы обучения и разнообразного по форме и содержанию дидактического материала;

Ø   Выявление индивидуальных особенностей, способностей, наклонностей и интересов учащихся;

Ø   Создание благоприятной психологической атмосферы для проявления лучших индивидуальных качеств учащихся;

Ø   Анализ полученных результатов.

Что же конкретно мною сделано?

Во-первых, разработана комплексная 3-х-уровневая вариативная программа обучения, в основе которой лежит дифференцированный подход в работе с учащимися с учетом их индивидуальных особенностей, способностей, наклонностей и интересов  «Основы компьютерной грамоты. Информационные технологии».

Ребятам, не имеющим опыта общения с компьютером, предлагается пройти курс ОСНОВЫ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ - 1-й уровень программы.

Учащиеся, владеющие основными навыками работы на компьютере, для дальнейшего обучения могут выбрать одно из 2-х вариативных направлений:

Ø   Пользовательское   -  2-й и 3-й  уровни;

Ø   Программирование  -  2-й и 3-й  уровни                                    

Программа имеет модульную структуру. По своему целевому назначению программа обучения образовательно-развивающая. Она рассчитана на учащихся 5–11х  классов. Общий срок выполнения программы – 180 часов.

В идеальном варианте учащиеся проходят все уровни программы в соответствии с выбранным направлением обучения. Реально же возможны ситуации, когда в силу возраста, уровня подготовки и интеллектуального потенциала учащиеся:

Ø   Начинают занятия с более высокого уровня;

Ø   Начинают занятия с более низкого уровня, шаг за шагом осваивая азы общения с компьютером;

Ø   Перескакивают через уровни;

Ø   Продолжают занятия на прежнем уровне.

Таким образом, адекватный уровень сложности программы для начала или продолжения обучения определяется не столько возрастом учащихся, сколько их общим уровнем подготовленности и интеллектуальным потенциалом, а ввод в программу (начало обучения)  благодаря ее гибкости возможен с любого уровня.

Моя следующая методическая разработка – электронный учебник   «Основы компьютерной грамоты. Информационные технологии». В сущности,  это дидактический материал в компьютерном исполнении по освоению вышеописанной программы обучения.

Каждый из разделов учебника состоит из подразделов соответствующей тематики, в свою очередь, подразделы делятся на еще более мелкие подразделы или пункты и т.д.  Переход на нужные разделы, подразделы и пункты осуществляется из оглавления учебника или с помощью гиперссылок, а возврат по цепочке вверх осуществляется с помощью управляющих кнопок.

По форме дидактический материал учебника является текстово-графическим. Графика представлена в нем различного рода иллюстрациями, поясняющими текст, схемами, таблицами, блок-схемами управляющих алгоритмических конструкций и т. д.  Электронный учебник создан в интегрированной среде разработки презентаций Power Point.

Использование электронного учебника в учебно-воспитательном процессе показывает его жизненность и  востребованность, так как позволяет:

Ø   Осуществлять ввод учащихся в учебный процесс с любого места программы в любое время;

Ø   Учащимся разного уровня и профиля обучения в индивидуальном режиме осваивать те или иные разделы программы, не мешая друг другу, делая в тетрадях нужные записи и заметки;

Ø   Педагогу также в индивидуальном порядке оценивать степень усвоения материала, давать необходимые разъяснения и определять дальнейший ход обучения.

Кроме компьютерного варианта дидактического материала, мною разработаны многочисленные задания на бумажных носителях, которые делятся, в основном, на две группы:

Ø      Задания обучающего характера с описанием последовательности действий их выполнения;

Ø      Самостоятельные работы.

Дифференцированный подход в работе с учащимися не может быть эффективно реализован без знания индивидуальности каждого ребенка, иными словами, знания того, «чем он дышит».

Еще в конце 19-го века видный русский философ, писатель и педагог Розанов В.В. принцип индивидуальности назвал одним из самых важных принципов образования: «Принцип индивидуальности требует, чтобы как в образуемом (ученик), так и в образующем (учебный материал) была по возможности сохранена индивидуальность, это драгоценнейшее в человеке и в его творчестве.  Это лучшее в них через соприкосновение чего и совершается именно образование. Где она не сохранена, подавлена или в пренебрежении, там образование совершенно не происходит – вот моя мысль; только как личность, как этот определенный человек, «а не человек вообще» я могу быть изобретателен в мыслях, своих чувствованиях, упорен, тверд в стремлениях. Оставьте во мне «человека вообще», действуйте только на него и только общими же своими сторонами, и Вы, наверное, сделаете меня во всем недалеким, ко всему вялым, ни в чем не ярким… Вы не пробудите во мне лучшего, что уже есть, дремлет, заложено в особенностях моего душевного склада» [2].

Это высказывание Розанова В.В. не утратило своей актуальности и в наши дни, а мои независимые педагогические наработки  в использовании дифференцированного подхода в работе с учащимися созвучны ему и еще более утверждают меня в мысли, что я на верном пути.

В целях выявления индивидуальности каждого учащегося мною составлены анкеты, которые заполняются детьми при зачислении в группы и которые, кроме основных сведений об учащихся, содержат информацию о любимых школьных предметах, о хобби, о причине записи в объединение  и т.д.  Анкетные данные позволяют мне узнать познавательную сферу моих подопечных, их интересы, наклонности и потребности, наладить с ними личные контакты, поддерживать контакты с родителями.

По результатам анкетирования  и наблюдений рекомендую учащимся профиль их дальнейшего обучения в рамках вариативной программы, оставляя право решающего выбора за каждым из них.

Одним из важных принципов, лежащих в основе программы обучения, является завершение освоения её крупных разделов индивидуальными и коллективными творческими  разработками учащихся по вариативным направлениям. Именно на этом этапе проявляются все лучшие индивидуальные качества учащихся – наклонности, способности и интеллект.

Из года в год творческая копилка объединения пополняется новыми работами. На данный момент она включает в себя такие разделы, как:

Ø   Программы, разработанные в среде визуального программирования Delphi:

v     Развивающие игры для детей;

v     Программы-тесты по определению психологических свойств личности;

v     Программы-викторины;

v     Программы-тесты по основам компьютерной грамоты;

Ø   Работы, выполненные в пакете Microsoft Office:

v     Художественные текстово-графические работы (среда Word);

v     Информационно-познавательные презентации разнообразной тематики (среда Power Point);

v     Интерактивные викторины, кроссворды, чайнворды   (среда  Excel);

Ø   Анимационные ролики (среда Macromedia Flash);

Ø   Рисунки, статические и динамические открытки    (среды Word, Paint, Power Point).

Творческие проекты учащихся  активно используются в мероприятиях учебного заведения – конференциях, презентациях, викторинах, конкурсах, а также тематических мероприятиях, приуроченных к знаменательным датам и событиям. Приведу названия лишь некоторых из них:

Ø      Конференция «Новогодний калейдоскоп»;

Ø      Патриотическая конференция «С любовью к Родине»;

Ø      Викторина «50 лет первого в мире полёта в космос»;

Ø      Викторина «65-летие Великой Победы»;

Ø      Конференция «Герои ВОВ и Полные Кавалеры Ордена Славы Саратовской области»;

Ø      Викторина «Умные пословицы» и др.

Разрабатывая и реализуя индивидуальные и коллективные творческие проекты, учащиеся:

Ø   Расширяют собственную познавательную сферу, занимаясь сбором, анализом и систематизацией исходной информации;

Ø   Способствуют расширению общего кругозора других детей как пользователей их творческих работ;

Ø   Активизируют свою познавательную и творческую деятельность в изучении основ компьютерных технологий, видя в этом средство достижения поставленных задач;

Ø   Приобретают навыки сотрудничества, работая над коллективными проектами и, выполняя в них собственные задачи, формируют в себе такие качества, как чувство долга и ответственности, умение сотрудничать и работать в коллективе;

Ø      Приобретают коммуникативные навыки и навыки адекватной самооценки, участвуя в коллективных мероприятиях - научно-технических конференциях,  презентациях, выставках,  конкурсах,  смотрах, а также организуя и проводя свои тематические мероприятия.

Для стимулирования познавательной и творческой активности учащихся мною  используются и такие методы, как:

Ø   формирование положительной мотивации к учению у детей с низким мотивационным уровнем;

Ø   горизонтальное педагогическое общение;

Ø   дифференцированное педагогическое требование;

Ø   доступная форма изложения  нового материала.

Анализируя результаты педагогической деятельности по разработанной мной методике,  могу констатировать следующее.

Выбранное мной методическое направление в плане организации учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании, ориентированное на индивидуальный подход и стимулирование познавательной и творческой активности учащихся, на мой взгляд, верное. Об эффективности работы по данной методике свидетельствуют итоги многочисленных конкурсов, презентаций, научно-технических конференций, викторин и других мероприятий центра, на которых учащиеся объединения с успехом демонстрируют свои работы. Тематика, назначение и инструментальная среда творческих разработок – самые разнообразные, однако все они являются конечными продуктами, готовыми к использованию.

Завершить свою статью я хотела бы словами выдающегося отечественного педагога В.А. Сухомлинского: «Что такое учебно-воспитательный процесс? В нем три слагаемых: наука, мастерство, искусство…»  [3].  Очень краткое,  но точное и емкое по содержанию определение, отражающее сущность профессии педагога.  По мере сил и возможностей и сообразуясь с собственными системой взглядов  и  педагогическим опытом стараюсь в своей профессиональной деятельности следовать этому постулату.

 

Литература

1.      Базисный учебный план государственных внешкольных учреждений дополнительного образования детей, М. 1995.

2.      В.В. Розанов  статьи «Три главных  принципа образования»,  «Сумерки просвещения».

3.      В.А. Сухомлинский  о  воспитании,  М., 1975.

4.      В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров «Педагогическое творчество», М,   «Педагогика», 1990.

5.      М.П. Щетинин “Объять необъятное”, М, «Педагогика», 1986.

6.      В.И. Загвязинский, «Педагогическое творчество», М, «Педагогика», 1987.

7.      Л.Ф.Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника», Ярославль, «Академия развития», 1986.

8.      Ю.К. Бабанский «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», М, 1982.

9.      Л.C. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», М, 1967.

10.  И.В. Волков «Приобщение школьников к творчеству», М, 1982.