Методическая разработка

Занятия аппликацией в детском творческом объединении дополнительного образования детей.

( младший школьный возраст)

 

педагог дополнительного     образования

                                                      Югова Марина Николаевна

 

Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой «для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно».

Техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной фантазии и т.д.

Дети используют в своей работе знания и умения, полученные на уроках математики, природоведения, изобразительного искусства. На занятиях в кружках ребята, применяя различные искусственные и природные материалы, выполняют более сложные и интересные аппликационные работы, но самое главное, им предоставляется больше самостоятельности в выборе сюжетов или узоров для украшения. Не ограниченные жёстким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии. Педагоги по своим наблюдениям, беседам выявляют склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагают им темы работ, которые больше нравятся.

Место аппликационных работ в учебно-воспитательном процессе.

Декоративно-прикладное искусство. Аппликация относится к широко распространённому художественному творчеству - декоративно-прикладному искусству.

Декоративно-прикладное искусство, продолжая развиваться, живёт и по сей день вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг, денежных знаках, в украшении архитектурных сооружений.

Развитию у детей художественного восприятия способствует коллекционирование узоров  для составления композиций. На экскурсиях  в музей, к историческим памятникам культуры, в парки, на поля, луга дети учатся не только рассматривать экспонаты, любоваться природой, но и делать зарисовки для будущих узоров. Оформление монтажей с рисунками или фотографиями по материалам экскурсий, обсуждение увиденного имеют большую значимость в развитии личности ребёнка. Собранные материалы учащиеся используют для сюжетов при выполнении аппликационных работ.

По своему содержанию аппликации можно подразделить на предметные, сюжетные, орнаментальные и шрифтовые.

Предметные аппликации изготовляют из вырезанных геометрических фигур, листьев, фруктов, овощей, цветов, грибов, насекомых.

Сюжетные (тематические) аппликации  состоящие из нескольких разных фигур, часто в динамике, т.е. в движении, служат для иллюстрирования литературных произведений (сказок, басен, стихотворений).

Орнаментальные аппликации применяют для оформления альбомов, стенгазет, пригласительных билетов, поздравительных открыток, сценических декораций, костюмов, украшения объектов труда.

В оформлении много места отводится тексту, а потому велико значение шрифтовых аппликаций, когда красивыми буквами из цветной бумаги оформляют заголовки, лозунги, плакаты.

По виду выполнения аппликации можно подразделить на плоские и объёмные.

Плоскую аппликацию выполняют путём вырезания деталей из бумаги, ткани, кожи и других материалов и наклейки их на основание, которое может быть из бумаги, картона, ткани.

Объёмная аппликация. Широкое распространение в практической деятельности получила объёмная аппликация, создающая некоторую видимость объёма. Объёмная аппликация увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности её выполнения. По приёмам изготовления её можно разделить на четыре группы.

1.     Отдельные элементы наклеивают на фон только частью своей плоскости.

2.     На развёрнутой обложке-сувенире приклеивают детали частью своей плоскости в 2-3 плана.

3.     На фон наклеивают какую-нибудь объёмную деталь.

4.     Некоторые детали приклеивают несколькими помятыми или выполненными из гофрированной бумаги, чтобы показать объём игрой материала.

      Огромно значение соблюдения пропорциональности при рисовании эскизов для аппликации. Выработке этого навыка, развитию глазомера учитель уделяет повседневно внимание, переходя от простых форм предметов к более  сложным. При выборе размеров эскиза руководитель напоминает о масштабе. Увеличивая или уменьшая размер аппликации, соответственно изменяется в размерах все её детали, но пропорциональность  остаётся  между ними постоянной.

Орнамент в переводе с латинского означает украшение. Действительно, узоры из орнамента всегда предназначены для украшения зданий, ковров, книг, изделий из металла, кости, древесины, камня, пластмассы. Узор для украшения зависит от формы изделия, его назначения, материала, технологии изготовления.

Стилизация. Все подмеченное в жизни, природе являлось неиссякаемым источником для вдохновения природных мастеров при составлении узоров. Но природные формы для орнамента приходилось изменять, упрощать – стилизовать.

В орнаменте применяют растительные, геометрические, символические элементы. Растительный орнамент обычно состоит из плавно извивающихся стеблей с цветами, бутонами, листьями.

В орнаменте также часто включают стилизованные изображения зверей, птиц, насекомых.

Основная особенность орнамента - его ритмичность-повторение одинаковых или чередование разных элементов узора. Для  различных целей широко применяют орнамент в виде полосы-бордюра, обрамляющего ковры, рамки, обложки.

Замкнутым орнаментом заполняют геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги.

Орнамент в круге называют розеттой. На тканях, обоях узоры выполняют по выбранной сетке, заполняя всю площадь; их можно продолжить в любую сторону.

Взаимосвязь занятий     по изобразительному искусству и трудовому обучению.

Композиция. Для украшения предмета обычно выбирают определённую тему. Тема, отображённая в узоре, называется мотивом. Чтобы выбрать узор или сюжет, детям надо знать, для какой цели он будет использован, для какой вещи предназначен, какого он размера, какой формы, из какого материала изготовлен. Зная особенности изделия, которое следует оформить аппликацией, выбирают соответствующий мотив и его декоративные элементы. Это могут быть узоры в полосе, круге, квадрате.

Мотив узора, рационально переработанный для размещения на плоскости определённого предмета, называют композицией. Учитель совместно с учащимися конструирует изделие и для него создаёт узор, учитывая законы построения орнамента.

Перспектива. Внимательно рассматривая окружающую природу, можно заметить, что удаляющиеся от нас предметы (деревья, люди, столбы) уменьшаются в размерах, железнодорожные рельсы далеко на линии горизонта сходятся в одной точке. Удалённые предметы теряют чёткость в мелких деталях, становятся расплывчатыми, а яркие цвета переднего плана переходят в более тусклые, блёклые на заднем плане. Законы перспективы следует объяснять и применять уже на начальной стадии обучения, чтобы дети сами видели и понимали взаимное расположение предметов в пространстве.

Колорит. С первых дней своей жизни человека окружает удивительный многоликий животный и растительный мир с буйным набором красок и оттенков. Детское внимание привлекают цвета радуги и суровое величие гор, пестрота насекомых и многоголосие птиц, просторы степей и таинственность лесов.

В аппликационных сюжетах, как и в больше изделий декоративного искусства, цветовые решения чаще бывают однотонные, без оттенков, условными, стилизованными.

От сочетания цветов зависит и выразительность аппликации. Контрастный цвет выделяет основу сюжета аппликации, подчёркивает ритмичность. Яркие, тёплые цвета вызывают радостное настроение, как солнечные дни летом, а серые, тусклые - холодные цвета, как в хмурые, дождливые дни, наводят грусть, тоску.

 Фигуры на аппликации могут быть несколько упрощенными, только подчёркивая характерный профиль, поэтому цветовое  сочетание в них играет решающую роль. Правильно подобранные цветовые сочетания радуют человеческий глаз, доставляют человеку эстетическое наслаждение.

Сочетание цветовых соотношений в живописной картине или аппликации - это и есть колорит. Руководитель постепенно учит детей выбирать колорит своей будущей работы.

Организация занятий.

Занятия для учащихся предлагаются:

По натурным зарисовкам после экскурсий;

По образцу или рисунку с таблицы;

По словесному описанию;

На темы после чтения сказок, басен, рассказов;

По самостоятельному творческому замыслу;

По чертежам развёрток моделей.

Помогая детям выбирать мотив или сюжет для аппликации, руководитель учитывает не только сложность операции и закреплённых навыков, но и ожидаемое качество выполнения работы, с тем, чтобы по достоинству оценить труд учащихся.

Методика проведения занятий.

Занятия кружка по выполнению аппликационных работ обычно проводятся по следующему плану:

1)беседа на выбранную тему;

2) анализ формы объекта труда, выбранного для украшения;

3) показ и обсуждение возможных сюжетов мотивов для аппликации;

4) составление плана работы;

5) самостоятельная работа учащихся:

А) самостоятельная работа учащихся;

Б) выбор колорита;

В) перенос контуров отдельных элементов на изнаночную сторону цветной бумаги;

Г) вырезание фигур;

Д) наклеивание;

6) Обсуждение готовых работ (если аппликация сложная, то выполнение её планируют на два-три занятия).

При выполнении аппликационных работ необходимо научить детей не копировать готовые узоры, а по возможности работать творчески: что-то дополнять, изменять в цвете, размере, а затем уже придумывать новые узоры.

Аппликации условно можно расположить по темам:

1)     узоры из геометрических фигур;

2)     листья, овощи, фрукты, цветы;

3)     элементы для оформительских работ;

4)     плакаты, заголовки стенгазет;

5)     орнаментальные узоры;

6)     декоративные работы;

7)     сюжетные работы;

8)     наглядные пособия.

В каждой теме представлены простые и сложные формы, даны примеры по составлению композиций, оформлению объектов труда.


Понятия о некоторых терминах.

Аппликация - художественное произведение, выполненное путём наклеивания, пришивания бумаги, ткани, кошмы, соломы, тополиного пуха и других материалов к основанию из однородного или другого материала.

Блик-светлое пятно на тёмном фоне, применяемое на кривых, шарообразных поверхностях. В аппликации используется для показа объёма.

Бордюр-узкий узор в полосе, применяемый для обрамления основной аппликации, обложки альбома, коврика.

Декоративно-прикладное искусство - художественное оформление парков, архитектурных сооружений, книг, одежды, ковров, посуды, обоев и других вещей окружающих человека.

Интерьер-архитектурное художественное оформление, внутреннее убранство помещений школы, класса, зданий.

Колорит-общая характеристика окраски, соотношение всех цветов и оттенков в художественном произведении (аппликации, живописи), создающих единство цветового ощущения.

Композиция-построение художественного произведения, т.е. взаимное расположение, величина основных и дополнительных фигур на выбранном формате.

Мозаика: 1). узор, выполненный из мелких кусочков различных материалов: бумаги, картона, ткани, камешек, стёклышек и др.; 2) дидактическая детская игра, состоящая из геометрических фигур разных цветов, из которых выкладывают узоры.

Народно-художественные промыслы-местные, национальные производства различных видов изделий: Палех, Хохлома-живопись, Кубачи-гравировка на металле, Вологда-кружева, Карабах-ковры и др.

Натюрморт-живописная картина, аппликация, на которой показана группа неодушевлённых предметов.

Орнамент-ритмические построенный узор, составленный из растительных, животных, геометрических фигур-элементов. Природные формы в орнаменте обычно используются стилизованными. Характер орнамента зависит как от формы, материала и назначения украшаемой вещи, так и от техники исполнения.

Паспарту-картонная (или плотная) бумага, на которую наклеивают аппликации.

Пейзаж-живопись, аппликация, изображающие виды природы.

Перспектива-пространственное изменение на картинах или аппликациях величины и цвета фигур в зависимости от их удалённости друг от друга и от переднего плана-нижнего края работы.

Пропорция-определённое соотношение сторон, частей одного предмета или нескольких фигур между собой.

Ритм-строгая повторяемость фигур-элементов в орнаменте.

Силуэт-контурное изображении людей, животных, архитектурных сооружений, растений, нарисованных и закрашенных в один цвет или вырезанных из цветной бумаги.

Симметрия-зеркальное отражение целой фигуры или одной её части в другой относительно осевой линии.

Стилизация-применение в художественном произведении условных декоративных форм, т.е. изменение, упрощение природных форм для составления орнамента с возможным изменением натурального увета.

Сюжет-тема художественного произведения.

Фон-цвет основного материала, на котором выполняется аппликация.

Шаблон-образец ( из картона) , по которому вырезают много одинаковых фигур.

Шрифт-художественный рисунок букв или цифр, применяемый в оформительской работе.

 

 

Литература

Гусакова М.А. Аппликация. М., 1977.

Гусарова И.Л. Аппликация в деском саду. М., 1968.

Колокольников В.В. и др. Изобразительное искусство в школе. М., 1975.

Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеев Л.В. Декоративное искусство-детям. М., 1976.

Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда. М., 1976.

Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. М., 1976.

Сакулина Н.П. Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду. М., 1971.

Цейтлин Н.Е., Рожнев Я.А. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. М., 1980.

Шпикалова Г.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1974.

Шеблыкин И.К. Аппликационные работы  в начальной школе. Баку, 1975.

 

 

 

апликация
апликация
апликация
апликация