Использование нетрадиционных приемов рисования для  развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Восколович Оксана Юрьевна, педагог дополнительного

 образования ГБОУ СОДОД ОЦДОдД «Поиск»

.

 

 

 

Каждый ребенок по своей природе творец. Однако часто его творческие способности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, возможно, разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности. Таким образом, развитие творческих способностей детей в процессе обучения является одной из важнейших задач современного воспитания.

Традиционно проблематика возраста и возрастных особенностей в контексте образования понимается как проблематика готовности человека по мере взросления к социализации, усвоению культурных эталонов идентификации, ценностей и социальных норм, а также к восприятию определённых типов знаний и выполнению определённых видов действий..

В основе психологических новообразований у детей дошкольного возраста лежит:

- возникновение основополагающих познавательных представлений: о различии живого и неживого и способов взаимодействия с ними, о социальном мире, в котором живут и действуют разные люди – со своими мыслями, желаниями, намерениями и  переживаниями, о себе, как включенном в этот мир, действующем в нем и способном изменяться – расти и обучаться новому;

- первые этические инстанции (начальные представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правде и обмане);

- осознанное сотрудничество со взрослыми и сверстниками;

- развитие функций речи и мышления;

- воображение;

- сюжетно-ролевые игры;

- художественное творчество (рисование, лепка и т.д.).

Поэтому использование нетрадиционных приемов и способов изобразительной деятельности открывает уникальные перспективы для развития воображения и формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста. Простота исполнения, сенсорная направленность, неожиданность и оригинальность этих приемов приносит детям много радости, предоставляют разносторонние возможности для  творчества. У детей развивается художественный вкус,  инициатива, эмоционально-волевая сфера. Обогащается внутренний мир ребенка, его видение окружающей действительности.

В преподавании изобразительного искусства издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не всегда приобретают опыт решения художественных задач.

Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами, благодаря которому можно поддерживать постоянный интерес ребенка к творчеству и воспитывать любовь и уважение к окружающему миру.

К основным формам деятельности  в контексте образования можно отнести:

— познание: как исследование предметного мира, наблюдение и экспериментирование;

— общение: свободное установление отношений со сверстниками, в развитой форме — формирование правил отношений;

— игра: индивидуальная и коллективная сюжетно-ролевая игра на основе образцов, заданных ближайшим социальным окружением;

— творчество: конструирование реальных и воображаемых объектов, в том числе как предметов для игры; изображение реальных и воображаемых сюжетов и ситуаций;

— труд: формирование установок к продуктивной деятельности и к освоению различных технологий.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

·  Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

· Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

·  Внимания и усидчивости;

· Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, в контексте концепции о дополнительном образовании рассматриваются возрастные и образовательные задачи. К возрастным задачам для детей дошкольного возраста относятся:

— закрепление представлений о себе как об «автономном» человеке; первоначальное знакомство с миром;

— развитие воображения как способности творения новых образов, которых не дает непосредственное чувственное восприятие;

— овладение произвольностью в сюжетно-ролевой игре;

К образовательным задачам относятся:

- сформировать у ребёнка первый образ Я; сформировать принципы первоначальной систематизации знаний о мире и закрепления представлений о нём.

Образовательный процесс в дополнительном образовании можно условно разделить на три составляющих части:

— специально организованное обучение в форме занятий;

— совместная взросло-детская деятельность;

— свободная самостоятельная деятельность детей: игра, конструирование, художественное творчество.

Гармоничное сочетание этих форм позволяет педагогу, с одной стороны, осуществлять обучение детей, расширяя их представлении об окружающем мире и формируя основные навыки социального поведения, обогащая процессы их развития, а с другой стороны — организовать для детей культурное пространство идентификации с идеалами и ценностями общества

Учитывая разный возраст обучающихся,  в рисовании рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для детей младшего дошкольного возраста уместно использовать рисование пальчиками и ладошками, оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки. А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

·  рисование песком;

·  рисование мыльными пузырями;

·  рисование мятой бумагой;

·  кляксография с трубочкой;

·  печать по трафарету;

·  монотипия предметная;

·  кляксография обычная;

·  пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

          Рассмотрим подробнее каждую из этих техник:

Печать от руки:  в ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание). Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.

Всю ладонь обмакивают в краску и на бумаге ставят отпечаток. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Можно дополнить деталями, нарисованными кистью, фломастером, ручкой. В оттисках ладони со сжатыми или раскрытыми пальцами видны изображения рыбки, петушка, перчаток, солнца (если их прикладывать по кругу, павлина и др.). На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для передачи изображения. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна быть широкой и удобной для руки.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее.

На занятиях, часто используется техника тычка жесткой кистью.  При рисовании этим способом, гуашь должна быть густой, кисточка жесткой, подрезанной на 2-3мм. Самое главное - кисть не нужно окунать в воду перед началом рисования. Она должна быть сухой. При нанесении тычка кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.

Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.

Следующая интересная изобразительная техника - кляксография. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение, фантазия ребенка подскажет на что, или кого оно похоже.

Монотипия еще одна нетрадиционная техника используемая на занятиях объединения. Количество красок в монотипии – любое. Результат – неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что придает ему особую прелесть.

Первый способсимметричное сложение листа пополам. Лист бумаги складывают пополам. На одну из половин листа наносят яркие пятна жидкой краской, затем вторую половину прижимают к первой, тщательно разглаживают в разные стороны и разворачивают лист. На развороте получается зеркальное изображение (симметричное изображение). Остается только догадаться, на что оно похоже, и дорисовать недостающие детали. Узоры могут вызвать ассоциации с цветами, рыбами, с облаками. Способом симметричного оттиска можно выполнить рисунки «Бабочка», «Матрешка», «Бой петухов», «Цветы в вазе», и т. п.

Второй способ – на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметовцветы, деревья,  фигурки птиц, животных,  накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

При рисовании штрихом  животных, можно рассказать об их характере, передать колючесть или мягкость, доброту или агрессивность. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Ребенок все познает в игре, через создание второй реальности – рисунка. Рисунки – это продукт детского творчества. Каждое занятие по изодеятельности должно доставлять ребенку радость, становиться увлекательной игрой, в основе которой открытие и осознание свойств окружающего мира. После таких нетрадиционных занятий, дети получают заряд новых впечатлений. Ведь рисовать кистью это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок - это другое, необычное для детского творчества.

Обучение детей технике рисования, пониманию свойств материалов, их выразительных возможностей обогатит рисунки детей, позволит получить разнообразные решения изображения одного и того же предмета, явления. Чтобы ребенок был свободен в творчестве, его следует научить применять на практике различные, порой необычные приемы работы с разными материалами.